Структура политической коммуникации
Коммуникации формируют конкретные связи, отношения между субъектами политики.
Институты коммуникации вырабатывают информацию, кодируют, передают ее для потребления, анализируют мнение общества о воздействии, а также ее качестве.
Средствами коммуникации являются СМИ, разнообразные центры, банки данных, сети и технологии, используемые для передачи информации, информационные агентства, центры прессы.
Типология, методики, формы политической коммуникации представлены рациональной и спонтанной коммуникацией, неформальными контактами, общением граждан с представителями институтов политической сферы, журналистики, коммуникацией в процессе выборов, референдумов различных уровней, демонстраций и других акций политической жизни.
Содержания коммуникаций оказывают воздействие на мотивацию поведений субъектов политической сферы, формирование мнения общество; его социальные политические последствия могут оказаться позитивными либо негативными. Сама суть коммуникации в политике представляется в нацеленных контактах между людьми путем информационного обмена и духовного общения в политической жизнедеятельности.
Модели политической коммуникации
Изначально исследованием политической коммуникации занялся американский ученый Г. Лассуэлл. Он считал, что коммуникация представляет собой сложный процесс, который имеет собственные социальные функции, собственную составляющую и общественную направленность. Коммуникации проникают через все формы жизни, функции коммуникации в социальной сфере очень похожи с процессами сигнализации и правления в организме и в живом мире, и главнейшей функцией ее предусматривается поддержка равновесия какой-либо системы. Он разработал в 1939-1940 годах и опубликовал в 1948 году модель, которая именуется линейной, однонаправленной, бихевиористской. Здесь коммуникация рассматривается прямым воздействием на реципиента, выступающего лишь объектом, реагирующим на воспринимаемую информацию по принципу: «стимул – реакция».
Лассуэлл изучал не только одиночные акты коммуникаций, воспринимаемые как контакты, в них сообщение проводится сквозь конкретные фазы от субъекта к объекту, но и главнейшие компоненты структуры процесса массовой коммуникации, описывал сначала как одиночно направленную «пятивопросную» модель, то есть как:
- Кто говорит? – коммуникатор: инстанция, которая организует и контролирует массовую коммуникацию.
- Что сообщает? - анализирует содержание сообщений.
- Кому сообщает? - анализирует аудиторию.
- При помощи какого канала? - анализирует средства.
- С каким эффектом? - анализирует результат: изменилось или же не изменилось сознание и (или) поведение участника.
Формула, разработанная Лассуэллом, выделяет политическую коммуникацию в основном императивным, побудительным процессом: каким является запрос отправителя, таким и будет ответ адресата, здесь срабатывает принцип «какой стимул - такая и реакция». Одновременно этой модели принадлежит спорное допущение, состоящее в том, что сообщения всегда производят некий ожидаемый эффект. Данная модель слишком оптимистичная, явно преувеличивает результат воздействия отсылаемых сообщений, особенно в том случае, если речь идет о средстве массовой коммуникации.
Именно это не обделил вниманием Р. Брэддок. Он считал, что в описание коммуникационного процесса необходимо включить еще и такие важные моменты:
- какие обстоятельства;
- какая цель направляется данным сообщением.
Политическая коммуникация является отношением между управляющим и управляемым. Именно между управляемым и управляющим могут сложиться симметричны либо несимметричные отношения.
Конттре выделил между ними линии взаимоотношений:
- управляющий - член политического сообщества, однако не любой управляемый вхож туда;
- отношения содержат взаимопроникновение и взаимное влияние управляющего и управляемого;
- при расширении политического общества отношения между управляющим и управляемым преобразуются в отношения пересечения.
Конттре обращает внимание на то, что обмен информацией между управляющим и управляемым урегулирован при помощи социальных институтов (выборы и референдум), в условиях демократизма конкретно выборы - кульминация процесса политической коммуникации. Политическая коммуникация осуществлена каналами СМИ. Активными «игроками» процесса коммуникации представляются разнообразные политические, неполитические организации.
Важное место в системе политических коммуникаций принадлежит элитам, которые осуществляют собственную власть через звенья промежутков - аппарат бюрократии и СМК. Модель К. Сайнне отражает, что промеж элиты, бюрократии и массами производится постоянный обмен информацией, при этом элиты устремлены к тому, чтобы передаваемая ими информационная масса закрепляла бы их собственную законность.
Технологии политической коммуникации
Коммуникативными технологиями, которые используются в политике, являются:
- пропаганда;
- политическая реклама;
- политический РR;
- политический имиджмейкинг.
Гуманистические технологии в политических коммуникациях представляются отказом от манипуляторских методик воздействия на основную аудиторию в процессе избирательных кампаний, переход к стимулированию населения на соучастие в решении актуальных проблем в сочетании с показом кандидата, его политической партией, как отражения социальных интересов населения.
Гуманистические технологии в политической сфере находят применение в условии долгосрочной перспективы, когда конкретный политик или политическая партия ставят перед собой задачу реализации политической деятельности в течение какого-либо периода. В этот момент проявляется необходимость стратегического планирования и перехода от технологий пропаганды, манипулирующих общественным мнением, к коммуникативным гуманистическим технологиям - сложнейшей работе с активным населением на местах, которая позволяют одновременно решить задачи повышения гражданской политической активности граждан, предполагающей наиболее открытый режим диалога в коммуникации.