Понятие политической коммуникации
Политическая сфера является важнейшей составляющей структуры современного государства и общества. При этом ключевую роль в политических процессах играют разного рода формы политической коммуникации, которые, по мнению политологов, наполняют жизнью все политические процессы, поскольку одновременно связывают между собой субъектов политического взаимодействия, политико-правовые и государственные институты, обеспечивая, в конечном итоге, логичность последовательности политических событий.
Происхождения термина «политическая коммуникация» произошло относительно недавно – в середине прошло века, в связи с возросшим интересом исследователей к проведению глубокого анализа пропаганды, проводимой во время второй мировой войны. Постепенно развиваясь и оформившись в самостоятельное направление политологии, изучение политической коммуникации привело к формированию различных подходов к определению понятия рассматриваемой категории. Так, представители первой точки зрения формулировали следующее определение политической коммуникации:
Политическая коммуникация – это непрерывный процесс передачи политической информации между различными элементами политической системы, а также между политической системой и обществом.
В рамках второго подхода политическая коммуникация определяется следующим образом:
Политическая коммуникация – это весь диапазон коммуникационных процессов неформального характера, происходящих в обществе и оказывающих разнообразное влияние на текущее состояние политики.
Наконец, третий подход выработал такое определение политической коммуникации:
Политическая коммуникация – это постоянный обмен политическими смыслами между членами общества с одной стороны, и политическими силами – с другой, конечного целью которого выступает достижение определенного согласия, консенсуса между ними по социально-значимым и государственно-политическим вопросам.
Таким образом, несмотря на наличие различных подходов к определению понятия политической коммуникации необходимо сделать вывод о том, что большинство исследователей едины в понимании того, что под политической коммуникацией необходимо понимать всю совокупность происходящих в обществе формальных и неформальных коммуникационных процессов, оказывающих разнообразное влияние на политическую сферу.
Элементы политической коммуникации
Проводя дальнейшую характеристику политической коммуникации необходимо подробнее остановиться на рассмотрении тех элементов, которые составляют основное содержание анализируемой категории. В качестве соответствующих элементов, прежде всего, принято выделять политические сообщения и информационные потоки. При этом понимания под политическими сообщениями информацию, передаваемую между субъектами политики в процессе борьбы за власти и ее реализации, принято выделять три основных типа соответствующих сообщения:
- Побудительные политические сообщения, содержащие в себе требования или призывы к совершению определенных действий или формированию конкретной модели поведения. Как правило, выражаются в форме убеждения или приказа;
- Информативные политические сообщения – то есть сообщения содержащее в себе определенные политически-значимые сведения (не всегда соответствующие действительности);
- Фактические политические сообщения, направленные на установление и сохранение необходимой степени взаимодействия между субъектами политики.
Следующий элемент политической коммуникации – информационные потоки, также характеризуется внутренней неоднородностью, в связи с чем, принято выделять три уровня соответствующих потоков:
- Первый уровень – политико-информационные потоки, необходимые для обслуживания интересов органов государственной власти и управления. Как правило, сведения, передаваемые в рамках данного уровня, носят служебный характер и не подлежат в этой связи широкой огласке;
- Второй уровень, представляет собой самостоятельную политико-информационную среду, связанную с деятельностью политический партий, общественных объединений и организаций, и т.д. Средствами политической коммуникации на данном уровне выступают, в первую очередь, провозглашение программ соответствующих субъектов политики, а также их оценка, обсуждение и т.д. – в результате чего формируется особый массив политической информации;
- Третий уровень – это наиболее обширный элемент политической коммуникации. Это связано с тем, что на нем происходит формирование и распространение политически-значимой информации, источником которой выступает общественное мнение, массовое правовое и политическое сознание, политическое поведение народные масс и т.д.
В результате, рассмотрев элементы политической коммуникации и выявив их внутреннюю неоднородность следует обратить внимание на то, что, несмотря на определенную обособленность сообщений и информационных потоков внутри политической коммуникации, все они находятся между собой в тесной взаимосвязи и взаимозависимости, формируя, в конечном итоге, информационное пространство политической сферы общественной жизни.
Функции политической коммуникации
Политическая коммуникация как реальный и важнейший компонент политической сферы общественный жизни, выполняет по отношению к политической системе и обществу в целом ряд функций, ключевыми из которых выступают:
- Информационная функция, содержание которой состоит в том, что посредством политической коммуникации происходит распространение необходимых знаний об элементах современной политической системы и ее функционировании;
- Регулятивная функция, результатом реализации которой выступает выработка оптимальных механизмов взаимодействия как внутри политической системы, так и вне ее – с гражданским обществом и отдельными индивидами;
- Функция политической социализации, выраженная в способствовании политической коммуникации процессам установления и усвоения обществом наиболее важных и необходимых политических правил и норм;
- Манипулятивная функция, призванная оказывать воздействие на формирование общественного мнения по наиболее важным политическим вопросам.