Начальный этап политической истории Руси
В исторической науке принято определять Древнерусское государство достаточно лаконично – как средневековое государство в Восточной Европе, возникновение которого в IX века выступило результатом объединения ряда восточнославянских и финно-угорских племен под властью династии Рюриковичей.
Однако первоначальный этап политической истории Руси неодинаково оценивается историками, т.к. не все разделяют весьма распространенную точку зрения о призвании варягов для княжения на Руси. В общем виде дискуссию относительно возникновения древнерусской государственности можно представить как две противопоставленные друг другу концепции (теории):
- Норманская теория, в рамках которой с опорой на «Повесть временных лет» XII века, а также ряд иных, в том числе византийских письменных источников, и результаты археологических исследований сделал вывод о создании древнерусского государства извне – братьями-варягами Рюриком Синеусом и Трувором, примерно в 862 году. Альтернативным направлением норманской теории выступила точка зрения о том, что первоначальной формой Русского государства выступало не Новгородское княжество Рюрика, а киевское княжество Аскольда и Дира, которых также принято признавать представителями варяжских племен.
- Антинорманнская теория, представители которой утверждали невозможность привнесения государственности извне, в связи с чем возникновение древнерусского государства и вся последующая политическая история были связаны с закономерным развитием общества.
Несмотря на существование описанной выше дискуссии, дошедшие до нас письменные источники позволяют сделать определенные выводы о направлениях внутренней и внешней политики древнерусских князей Олега, Игоря, Ольги в конце IX-первой половине X вв.
Так, во внутренней политики основные задачи были связаны с расширением территории древнерусского государства за счет присоединения славянских племен (древлян, кривичей, северян и др), отторжение вятичей от Хазарского каганата, а также сбор дани с соответствующих территорий.
Во внешней политике первый киевских князей большое внимание уделялось торговле, что предопределяло основные направления внешнеполитической деятельности Руси – тесное взаимодействие с Византией и Хазарским каганатом и защита границ торговых путем от кочевников.
В качестве определенного итога проведения политики первых киевских князей может быть названо военное подчинение политическому господству Киева весьма обширных земель славянских и неславянских племен и народностей.
Политическая история после крещения Руси
В период правления Владимира Святославича произошло провозглашение христианства в качестве официальной религии Руси – так называемое «крещение Руси» в 988 году. В результате политическое устройство древнерусского государства осложнилось тем, что во всех русских землях была установлена власть православных епископов, находившихся в подчинении у митрополита, находившегося в ту пору в Киеве.
Кроме того, во всех землях в качестве наместников, то есть руководителей крупных административно-территориальных единиц, были посажены сыновья князя Владимира. В этой связи, с рассматриваемого периода все князья, выступавшие удельниками киевского князя, принадлежали к роду Рюриковичей.
Однако после смерти князя Владимира политическое единство Древней Руси постепенно разрушалось, и в первой половине XII в. произошел распад Киевской Русь на самостоятельные княжества. Во многом это произошло как следствие смерти Мстислава Великого и начавшееся через несколько лет после его смерти противоборство различных династических и территориальных объединений Рюриковичей за титул великого киевского князя. Кроме того важную роль в постепенном ослаблении роли Киева сыграло его лишение в конце XIII века последнего столичного атрибута – расположения митрополичьей резиденции, которая была перенесена во Владимир.
Политическое руководство Древней Руси
Характер древнерусского государства оценивается в рамках исторической науке неоднозначно – существуют самые разнообразные точки зрения на этот счет – от «варварского государства», до «формирующейся раннефеодальной монархии». Однозначно может быть сделан вывод лишь о том, что под властью Древней Руси были объединены огромные территории, занимаемые племенами восточных славян, финно-угров и балтийскими народами.
Глава древнерусского государства наделялся титулом Великого Князя, а соответствующая власть передавалась по наследству. Ниже князя в государственно-властной иерархии находились бояре и нанимаемые князем дружинники – «мужи».
В частично рассмотренный выше период феодальной раздробленности, последовавший в качестве результата распада Киевской Руси в XII веке, древнерусское государство разделилось на около пятнадцати относительно самостоятельных, территориально устойчивых княжеств. При этом политическое руководство, ранее сосредоточенное в руках князя, частично перешло к усилившемуся боярству.
Так, например, если в предшествующие периоды политические и экономические отношения бояр строились в целом с единым родом Рюриковичей (во главе с великим князем), то в период раздробленности, происходило выстраивание отношений с отдельными княжескими семьями, и усиление, в этой связи, политического и экономического могущества бояр.
Однако следует отметить то, что несмотря на общие процессы разобщения единого древнерусского государства, сохранял свое функционирование последний общерусский политический орган – Съезд Князей, в ведении которого, с учетом текущей внешнеполитической обстановки того времени, преимущественно находились вопросы противодействия половцам.
После нашествия монголо-татар практически все русские земли претерпевали новый виток раздробленности, и к XIV веку количество великих и удельных княжеств достигало величины в более двух сотен.