Османская империя – это государство, которое было создано в 1299 году турками-османами на северо-западе Малой Азии.
Аграрный строй Османской империи
В Османской империи в XVI веке господствовали феодальные отношения, которые были выражены в существовании вассально-ленной системы. Категории феодалов и феодальная собственность на землю были неизменными. Такая устойчивость объясняется неизменностью характера турецкого феодализма. До конца XVI века основная часть территории Османской империи была собственностью государства, распоряжаться ею мог только султан.
Однако в управлении чиновников и казны находился незначительный фонд с самыми лучшими землями Болгарии, Хорватии, Сербии, Боснии и Македонии. Доходы государства находились в личной казне султана в его личном распоряжении. Доход расходовался на содержание султана, его семьи и феодального двора.
Из государственного фонда султан мог раздать провинциальным придворным земельные угодья, доходы с которых шли на содержание сановников (санджак-беев и бейлер-беев). Бейлербеи имели право распределять мелкие лены, которыми они злоупотребляли, преумножая свои владения и раздавая им служащим. Каждый сановник пользовался доходами с земель до тех пор, пока сохранялся его пост.
Иной формой феодальной собственности являются вакфные владения. К данной категории относятся масштабные земельные территории, которые находятся в полной собственности мечетей и других учреждений с благотворительным и религиозным назначением. Вакф освобождался от государственного контроля. Все доходы полностью отдавались на нужды мусульманской общины и на осуществление религиозных целей.
В качестве макфа могли быть земли и собственность, которые завещались в пользу потомков без права передачи в третьи руки. Владельцы земельных территорий шли на это ради приобретения гарантий хозяйственной инициативы, а также для того, чтобы сократить целостность накопленных доходов.
Также к феодальной собственности относились земли, которые были получены за выполнение заслуг перед султаном. Феодалам вручались специальные грамоты, которые давали право распоряжаться землями. Данная категория феодальной собственности называлась мюльками.
Крупные мюльки, которые составляли основу феодального землевладения, включали в себя множество сел, десятки мельниц, масштабные площади и имущество в городах (мастерские, базары, бани, дома и прочее).
Положение крестьянства в Османской империи
Около 80% подданных Османской империи были связаны со скотоводством и земледелием. Изначально сельское население было неоднородным по объему повинностей и своему составу. Однако на протяжении столетия эти различия стирались, и различные крестьянские категории превращались в единую феодальную массу.
Все земли феодальной собственности находились в пользовании крестьянства. Закон Османской империи обязывал предоставлять крестьянам земли в пределах до 16 гектар на семью. Объем выдаваемой земли зависел от ее качества.
В Турции не было таких тяжелых форм политического правления, как в других странах феодальной Европы. Однако это не означает, что в Турции не было мер пресечения по внешней экономике. Уже в конце XV века, чтобы заставлять крестьян обрабатывать земельные угодья, закон прикреплял их к земле.
Феодал имел право лишить крестьянина права собственности на землю, если тот не обрабатывал ее в течение года. В конце XV века для некоторых регионов Османской империи были приняты законы, которые запрещали оставлять свои земли крестьянам, а также наделяли феодалов правами разыскивать беглецов и в течение 20 лет возвращать их в свои лены. На протяжении XVI столетия шел процесс закрепощения крестьянства, и уже в первой половине XVI столетия оно стало юридически закреплено.
Административное и военно-политическое устройство Османской империи
Рассматривать Османскую державу как политическую общность позволяет отсутствие прочных социальных и экономических связей внутри государства. В основном единство страны поддерживалось активными действиями административного аппарата и военной силе. В законодательстве Сулеймана Кануни были зафиксированы:
- административная структура;
- государственный строй.
Султан, который был объявлен мусульманскими законниками, полностью распоряжался жизнью и имуществом всех своих подданных. Его личность считалась неприкосновенной и святой. Он являлся главнокомандующим государственной армией и имел право распоряжаться всеми доходами Османской империи.
Первым правительственным лицом после султана был визирь. Он ведал всеми политическими, административными и военными факторами. Ему подчинялись:
- все остальные визири, которые имели ниже звание в политической сфере;
- государственные чиновники;
- губернаторы провинций.
Роль столичного муфтия или шейх-ульислама, который считался высшим духовным авторитетом в государстве, существенно выросла в период правления Сулеимана I. Практика испрашивать у главного муфтия февту по важнейшим решениям развилась благодаря стремлению султанов применять ислам с целью укрепления авторитета центральной власти.
На государственном совете, который именовался диван, решались наиболее важные вопросы Османской империи. Изначально султан лично присутствовал на всех собраниях дивана, после чего вовсе перестал принимать активное участие в государственном совете.
В состав дивана входили:
- визирь;
- шейх-ульислам;
- наиболее важные сановники;
- глава ведомства;
- глава финансового управления;
- глава, который разрабатывал законы и руководил внешними связями;
- два головных военных судьи, которые назначались из числа улемов, а также тех, кто ведал вопросами просвещения и правосудия.
Возрастающее влияние было предоставлено духовным феодалам, которые были представлены в лице высшего представительства мусульманского духовенства – улема. К ним относились кадии, знатоки духовного законодательства, а также преподаватели духовных институтов при мечетях.
Кадии имели право выполнять судебные функции, давали разрешение на уголовные и гражданские дела, а также на дела административного характера. В случае разрешения судебных споров кадии могли взимать сборы с населения. Они подчинялись главному военному судье в Стамбуле.