Политическая история Индии - это совокупность политических факторов, произошедших за весь период сущестования государства Индии.
Политические взгляды в древневосточных государствах
Политическая история Индии на сегодняшний день является одной из актуальных и важных тем, подлежащих всевозможным дискуссиям. Актуальность связана с тем, что политические учения появились еще в древние времена в Индии, а также в таких странах, как Египет, Китай, Палестина и других древневосточных государствах.
Самый первый тип общества, который заменил первобытный строй, зародился в древневосточных цивилизациях. Со стороны экономики он диктует господство натурального патриархального хозяйства, крайне медленное развитие частной индивидуальной собственности, а также устойчивое положение форм государственной собственности на общинные землевладения и землю.
Основная часть населения в древневосточных государствах состояла из крестьян, объединенных в общины. Несмотря на то, что рабовладение имело достаточную распространенность в определенных странах, в том числе в Индии, оно не играло главной роли в производстве. Привилегированными лицами в обществе являлись те, кто принадлежал к имущественной и придворной знати.
Важную роль в формировании содержания политической истории древневосточных государств сыграли традиции жизни общин, незрелость классового сознания, а также самих классов. Идея патриархальных общин заключалась в ограничении человеческой инициативы и удержании его в пределах сложившихся веками обычаев. Политические мысли развивались долгое время, основываясь на мифологии и религии, унаследованных от родового строя.
Первостепенное положение в области политического сознания принадлежало божественным мифам, сверхъестественному происхождению порядков в обществе. Тесную связь с ними имели традиции по обожествлению имеющейся власти, а также ее предписаний. В представлении народа жрецы, цари, и остальные представители государства были наместниками или потомками богов и обладали некими священными возможностями.
Политические взгляды тесно переплетались с моральными, философскими и другими представлениями.
Политическая история Древней Индии
В политическом развитии Древней Индии ведущими явились направления буддизма и брахманизма. Они были сформированы в I тысячелетии до н.э., в момент образования классов, завоевавшими Индию, племенами арийцев. Корни указанных направлений прорастали из предусмотренного в Ведах (ритуальных древнейших арийских писаниях) мифологического и религиозного мировоззрения. Расхождения в идеях брахманизма и буддизма возникли в связи с толкованием правил поведения и мифов, освещаемых религией. Самым острым разногласием явилась трактовка правил, предписанных Варнам (родовым группам), которые положили начало возникновения каст в индийском обществе.
В Древней Индии существовало четыре Варны:
- брахманы (жрецы);
- кшатрии (воины);
- вайшьи (ремесленники, земледельцы, торговцы);
- шудры (рабы).
По преданиям, закрепленным в Ведах, Варны получили свое происхождение, отделившись от тела некого Пуруши – великана из космоса. Брахман родился, согласно преданию, из уст великана, кшатрий – из рук, вайшья произошел из бедра, а шудра – из рук. Первые три Варны принадлежали к числу полноправных общинников, а шудры находились в их подчинении.
Имея определенные религиозные и мифологические представления, брахманы сформировали «брахманизм», который явился новой идеологией и предусматривал верховенство родовой знати.
Первым политическим источником стал свод «Законов Ману». Одно из главных положений данного правового акта заключалось в догмате о перевоплощении душ. Речь шла о том, что после смерти душа человека блуждает по телам тех людей, которые имеют низкое происхождение, растений и животных. Если он жил праведной жизнью, то возродится в другом человеке, имеющем более высокое происхождение.
Оценка поведения человека осуществлялась на основе выполнения им предписаний Дхармы – общественных, семейных и культовых обязанностей, установленных для всех Варн богами:
- Брахманы обязаны были изучать Веды, руководить народом и обучать его религиозным писаниям.
- Кшатрии занимались военными делами, управляли общественными и государственными делами.
- Вайшьи обрабатывали землю, пасли скот и торговали.
- Шудры занимали положение слуг, что предписал им Владыка «служить со смирением трем Варнам». Их положение мало чем отличалось от положения рабов. Для них предусматривались некие правила, согласно которым они должны были жить.
Данный смысл состоит в обосновании кастового строя и привилегий для наследственной знати, а также в оправдании подневольного положения трудящихся. Принадлежность к сословию определялась по рождению и распространялась на всю жизнь. Оказаться в высших Варнах можно было только после того, как человек умирал, в «будущей жизни». Это расценивалось в качестве награды за терпение, службу богам и кротость.
Основным принципом политики Древней Индии являлась идея наказания. Главным методом управления был метод принуждения. Власть государства описывалась с позиции единоличного правления государя во всех благоустроенных государствах.
Политическая история Индии с VI века до нашего времени
С VI века в Индии началось время перемен. В этот момент образовывались не только новые государства, но и другие религии, например Буддизм и Джайнизм. Их положения обладали сакральной и исторической ценностью.
С точки зрения политики Индия не являлась устойчивой страной, следовательно, явилась легкой для ее завоевания Александром Македонским, вторгшимся туда в 326 году до н.э. Он прошел недалеко, а затем, не дойдя до Ганга, оставил страну.
До I века до н.э. продолжалась Магадха–Маурийская эпоха. После того, как ушел Александр Македонский, правители страны осознали необходимость в объединении. Среди лидеров объединения выступил основатель династии Маурья – Магадха Чандрагупта Маурья.
Династия Маурьев в 180 г. до н.э. была свергнута Династией Шунгов, которая оказалась слабой, и великое ранее государство распалось.
320 год отличился появлением новой Династии Гуптов, которые воссоздали империю, а также их правление было связано с расцветом культуры Индии. После их падения настал период политической раздробленности. Попытки объединить страну предпринимались Харшавардханом, вступившим на трон в 606 году. У него не было преемников, что повлекло после окончания его правления новый распад. В это время все сложнее было справиться мусульманскими завоеваниями. Территории завоевывались арабами, которые грабили людей и наносили большой урон жизни индийцев.
Новый этап в политической истории Индии наступил с открытия пути в индию европейцами. Известным на весь мир первооткрывателем Индии стал португалец Васко да Гама, достигший ее берега в 1498 году. С 1595 года они дали свои приоритеты голландцам, а в 1664 году на Индию стали претендовать и французы.
С 1857 года по 1947 год Индия являлась английской колонией. 91 год эта страна не являлась политически независимой. По этому поводу происходило множество восстаний и репрессий. И наконец, в 1947 году премьер-министром Великобритании Клементом Ричардом Эттли была провозглашена независимость Индии.
В Конституции Индии 1950 года указано на то, что Индия – это суверенная федеративная светская демократическая республика.
Последние выборы в Индии состоялись в 2017 году. Первоначально Президентом был избран Пранаб Кумар Мукерджи. Однако по состоянию здоровья был вынужден покинуть пост. На данный момент Президентом Индии является Рам Натх Ковинд.