Древний мир – это пора зарождения политических идей и государственности на почве религиозных убеждений и мифологии.
Понятия правды и справедливости, мирового порядка, необходимости соблюдения установленных правил, власти как средства обеспечения этих правил впервые выражаются именно в мифологической форме.
Каждая древняя цивилизация и ее политическая мысль своеобразна. Китай и Индия внесли особый вклад в развитие представления о государстве и праве. Обе системы отразили общественный и политический строй при всем своеобразии своих политических идей. Такой строй покоится на так званом азиатском способе производства, для которого характерны эксплуатация свободных крестьян посредством налогов и общественных работ, а также верховная собственность государства на землю.
Восточная деспотия стала типичной государственной формой. Патерналистские представления о власти получили широкое распространение. Монарх связывался только обычаем и традициями. При этом выделялось, что цель государства – это общее благо, а царь – отец подданных, что не имеют права предъявить ему какие-либо требования. Правитель нес ответственность только перед богами, но не перед людьми.
Политическая мысль древнего Востока была пропитана верой в мудрость и совершенство старые обычаи. Одна черта объединяла все политические мысли древности, как на Востоке, так и на Западе: личность человека не рассматривается как самостоятельная ценность.
Рисунок 1. Политическая история древнего Востока. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Она считалась частичкой государства и органического целого общества. Человеческая жизнь регламентировалась обычаями до мелочей. Любая попытка утверждения своей самостоятельности и индивидуальности строго наказывалась. В тот период сознание автономии, индивидуализма, которые принадлежат человеку от природы, еще не ложилось.
Развитие политической мысли в государствах древнего Востока
Первыми государствами на древнем Востоке были Вавилон и Египет. С возникновением государства и зародилась политическая мысль. Создание цивилизации – это разрушение родовых отношений, завершение периода первобытного общества, начало прогрессирования человеческого общества и зарождение логического и абстрактного мышления.
На древневосточных территориях можно было вести хозяйство только лишь при выполнении следующих условий:
- создание ирригационных каналов;
- регулирование режимов рек;
- отвод лишней влаги;
- борьба с наводнениями;
- постройка дамб, плотин и прочее.
Это все было вполне возможным, но только при наличии сплоченных усилий. Для того чтобы освоить земли на берегах рек нужен был коллективный труд и некая централизованная власть, которая бы слаженно руководила работой людей. В некоторых государствах древнего Востока такая власть осуществлялась в деспотичной и жестокой форме.
Мышление людей еще было под воздействием мифологических представлений о природе, окружающем мире, взаимоотношениях людей с другими личностями и богами. Это было отличительным признаком каждого рода.
Основной идеей политической мысли было божественное происхождение всех порядков на земле, а характерными чертами были послушание и покорность.
Политические и правовые учения стран древнего Востока считали царей, императоров и других представителей власти потомками и наместниками богов, наделяя их божественными особенностями. Для управления людьми и государствами потребовались определенные постановления и правила, которые регулировали бы их власть.
Политическая мысль, которая находилась на ранней стадии развития, брала истоки от религиозных представлений, и дала толчок дальнейшему прогрессированию и развитию человечества.
Государственные проблемы в странах древнего Востока (Индия, Китай)
Политическая мысль древнего Востока обращается к далекой поре возникновения первых государств и разложения родового строя. Образование государств было мучительным, медленным и конфликтным. Именно поэтому у многих древних народов сложилось представление о ходе политической истории, который абсолютно противоположен современному представлению.
Современное общество полагает, что мы движемся к прогрессу, что только гармония и справедливость ожидают в будущем мире. Цивилизации же древнего Китая и Индии думали совершенно по-другому, они создали легенду о четырех веках – медном, железном, серебряном и золотом. Золотой век уже в прошлом, а история – это регресс, это разложение из-за ослабления нравственных устоев людей первоначального совершенства.
Огромное значение в культуре Китая имели философские и религиозные идеологии Конфуция. Самый основной принцип его учений – это консервативность и традиция. Он всегда утверждал, что ничего не придумывает, а только передает. По учению Конфуция, государство – это большая семья. Все его идеи были направлены на воспитание в человеке полного повиновения.
Конфуцианство утверждало то, что каждый человек должен быть доволен своим социальным статусом и не хотел его изменить. Конфуцианство призывало царей и чиновников строить взаимоотношения на добродетели, а также отвергало насилие. Философ не принимал концепцию управления государством посредством наказаний и законов, он считал, что конфликтов и насилия можно избежать.
В древнейший период политических трактатов не существовало. Миф – это средство для объяснения законов Вселенной и нахождения в ней человека. Веками на древнем Востоке складывались своды мудрости и житейских правил именно на мифологической основе. Их частью были представления, которые относятся к организации власти и общества, иными словами, появлялись зачатки политической мысли.
Древние политические учения Индии
Индия дала одну из наиболее сохранившихся и наиболее разработанных систем древнего мировоззрения. Первыми источниками политической мысли, которая зародилась в Индии и в других странах древнего Востока, были священные тексты – веды. Они представлены в виде сборников ритуальных и религиозных текстов различного назначения и содержания.
Собрание гимнов «Ригведа» - это первое выражение мировоззрения ведийской эпохи и памятник древнеиндийской литературы, которые дошли до нашего времени.
«Атхарваведа» - это сборник заклинаний и заговоров.
Именно эти сборники представляют наибольший интерес как источники политической мысли древнего Востока. Концепция всемогущего космического или божественного закона (риты) берет свое начало с «Ригведы». Наряду с ним возникает понятие «Дхарма», которое включает в себя все правовые обязанности и ответственность человека.
Дхарма – это кодекс человеческого поведения, которое определяется его общественным положением.
Особенность индийской политической мысли заключается в том, что оба варианта происхождения власти, а также создание и избрание правителя богами, сочетаются, что бывает достаточно редко. Боги всегда дают добро, они санкционируют результат выбора народа, выражают свою волю и берут власть под свою опеку.
Возникновение крупных государств всегда сопровождалось формированием новой политической идеологии. В философском и религиозном плане это выражалось в антибрахманских и еретических течениях, из которых самым крупным был буддизм.
Подводя итог, можно отметить следующие характерные черты политико-правовой мысли, которые зародились в древнем Востоке:
- в целом политическая мысль основывалась только на мифологических и религиозных представлениях;
- право и политика не обособились от мифов и верований, считалось, что основа всего общества – это божественные установления;
- огромное значение при формировании социально-правовых учений принадлежит морали и этическим представлениям (например, Конфуцианство и буддизм);
- в большинстве учений присутствовал апологетический характер, иными словами, одобрение власти эксплуататорской верхушки, привилегия и неравенства знати, а также защита интересов особых сословий в государстве.
политические учения Индии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 2. Древние политические учения Индии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ