В настоящий момент увеличивается значимость идеологического фактора в жизни общества. Притом сейчас важнейшую роль в форме влияния на сознание общества играет правовая идеология. Интерес вызывает правовая идеология со стороны постановки вопросов по ее структурному устройству. Структура политической правовой идеологии может быть рассмотрена в разнообразных аспектах:
- Ценностном;
- Смысловом;
- Аспекте идеологического механизма.
Смысловой аспект правовой политической идеологии
В смысловом аспекте важно отметить, что доминант для правовой политической идеологии выражается в идеях порядка и справедливости, с одной стороны, и идеи ответственности и свободы- с иной. Конкретно они отражают ее основные смысловые единицы. В гносеологическом аксиологическом и идеологическом контекстах, являющимися неотделимыми друг от друга, содержание правовой политической идеологии должно вместить критерии оценки несправедливого и справедливого, беспорядка и порядка и совместно с тем разделять произвол и свободу, жертвенность и ответственность. Смысловая структура правовой идеологии во множестве определила ее специфику. Данная структура определена смыслообразующими правовыми идеями и смысловыми "полями", которые образуются этими идеями:
- Во-первых, идеи порядка и справедливости охарактеризовали одно из структурных измерений правовой политической идеологии, именуемое социально-ориентированным.
- Во-вторых, идеи ответственности и свободы очерчивают иное, ориентированное индивидуально пространство политической правовой идеологии. Данные идеи составляют главные координаты пересекающихся идеологических дискурсов, подчеркивая смысловые границы политической правовой идеологии.
Любой дискурс, который существует в пространстве данных границ, имеет связь с правовой идеологией. Нравственные же или религиозные дискурсы ориентируются на другое смысловое "поле", так как выступают в качестве смыслообразующих идей религиозной и моральной идеологии. Так, к примеру, в религиозной идеологии в форме смыслообразующих выступают: идея греха, идея священного, идея воздания и идея очищения.
Необходимо отметить важнейшую тенденцию современного периода: в настоящий момент в контексте либеральной направленности в идеологии все большую значимость в смысловой структуре правовой идеологии начал обретать дискурс, который задается идеями ответственности и свободы, тогда как раньше в контексте традиционного направления в идеологии наиболее значимым был идеологический дискурс, который очерчивается идеями справедливости и порядка.
Таким образом, в смысловом аспекте важно сказать о наличии структурных особенностей политической правовой идеологии. Данные особенности выступают основанием для отличия правовой политической идеологии от других разновидностей идеологий. Они также представляются единовременно как существенными, так и отличительными характеристиками для политической правовой идеологии.
Правовая политическая идеология в ценностном аспекте
Необходимо рассмотреть структуру правовой политической идеологии в ценностном аспекте. Здесь необходимо сказать об определенной специфичности правовой политической идеологии. Если в моральной и религиозной идеологии мы наблюдаем абсолютизм ценностей, то в системе правовой идеологии ценности представляются относительными. Об этом свидетельствует факт, что система ее ценностей отражена иерархической структурой.
Система ценностей в правовой политической идеологии, в конкретном выражении, иерархична и "приземлена". Совместно с этим ввиду рациональной природы правовой политической идеологии не исключается и вполне допустимым является сопоставление ценностей, их предпочтение, которое отдается одной ценности в ущерб иной, их конкуренция. Происходит это довольно "безболезненно" и естественно. "Коллизии" ценностей могут преодолеваться подобно коллизиям норм права. Такая же ситуация с ценностной структурой политической правовой идеологии обуславливается тем, что сама названная идеология конкретно в этом случае способна явиться основанием к принятию правовых решений. Правовые решения должны приниматься в любой ситуации.
Предположено, что нет неразрешимой ситуации с точки зрения правовой идеологии, тогда как относительно к нравственной идеологии подобные ситуации могут случиться, так как структура системы ценностей последней не является иерархичной, это делает невозможным "безболезненную" конкуренцию ценностей и предпочтение ценностей. Политическая и религиозная формы идеологии также имеют отличия по структуре системы ценностей от идеологии политической правовой.
Таким образом, иерархичность структуры системы ценностей, речь идет о пирамидальной структуре, также является отличительной и существенной характеристикой правовой идеологии. В связи с тем, что правовая идеология в современном мире выступает "ведущей" формой идеологии, то представление о системе ценностей как об иерархии прочным образом закрепилось в сознании современного человека.
Механизм правовой политической идеологии
Обратим внимание на более сложную проблему определения структурного устройства идеологического механизма правовой идеологии. Этаструктура охарактеризована взаимной связью трех типологий механизмов идеологического влияния:
- Политического;
- Юридического;
- Универсального.
Для правовой идеологии более существенными являются механизмы, условно именуемые юридическими, так как они предполагают применение юридических средств. Они являются эффективными для идеологической консервации социального порядка уже существующего, для поддержки стабильности и недопущения перемен сформировавшейся в обществе системы ценности. Правовая идеология не случайно, являющаяся консервативной по собственной природе, делает опору в основном на юридические механизмы.
В.П. Малахов отметил такое свойство идей, как самопротиворечивость. Следует отметить то, что это является справедливым и в отношении идей, которые составляют содержание правовой идеологии. Действительно, на основе одних и тех же идей можно выработать разнообразные концепции и их интерпретации.
Тем не менее, правовая политическая идеология в собственном действии обязана выступать в форме внутренне непротиворечивой. Для этого, а конкретнее с целью защиты идей от разнообразных противоречивых интерпретаций, применяется правовой механизм ассоциации идеи с процедурой. Он является схожим с механизмом ритуализации идей в религиозной идеологии. Данный механизм является юридическим, так как в нем главную роль берут на себя юридические средства и, закрепленная юридически правовая процедура.