Сущность левых политических идеологий
Левые в политике являются традиционным наименованием множества политических идеологий и направлений, цель которых состоит в социальном равенстве и улучшении условий жизни не привилегированных слоев общества, либо в полной отмене классового разделения общества.
Левые выступают за ограничение или абсолютную отмену частной собственности. Как правило, они стремятся к учреждению равных условий для всех людей, вне зависимости от этнической, национальной, половой и иной принадлежности. Противоположностью им являются правые.
К левым идеологиям относится коммунизм и его ответвления - марксизм, социальный анархизм, социализм (либеральный демократический, реформистский и революционный), социальный либерализм и социал-демократия.
История левых политических идеологий: начало
Терминология «правые» и «левые» первоначально была употреблена во французском Национальном собрании периода Великой Французской революции. В нём образовались 3 направления: справа располагались фельяны, являющиеся сторонниками конституционной монархии; в центре расположились жирондисты, являющиеся умеренными сторонниками республики; слева размещались якобинцы, которые выступали за преобразования радикального характера.
Таким образом, первоначально правыми именовали тех, кто хочет сохранить настоящее положение, т. е. консерваторов, а левыми именовали тех, кто выступает за осуществление перемен, т. е радикалов.
До середины девятнадцатого столетия либералы, которые выступали за политические права и свободы, отказ от традиций, считались левыми, потому как эти их идеи не являлись традиционными и принятыми в обществе. Но позже, в процессе развития социалистических идей, левыми начали именовать, прежде всего, тех их сторонников, которые стремились к социальному равноправию. К левым были отнесены социал-демократы и анархисты.
Когда в первой части двадцатого столетия из более радикального крыла социал-демократии выделялись партии коммунизма, то их также отнесли к левым. Но левые по традиции выступали за разрастание политических свобод и демократии, а коммунисты, которые пришли к власти сначала в России в 1917 году, а позже и в ряде иных государств, являлись противниками буржуазной демократии, а так же политических свобод капиталистического общества, притом учреждение диктатуры рабочего класса, согласно их мнению, мпомобствовало распространению демократии, так как она является прерогативой большей части народа.
Ряд теоретиков коммунизма, признавших прогрессивное значение Октябрьской революции в России, но подвергших критике её развитие, либо даже отвергавших социалистический характер большевизма, усматривая в нём государственный капитализм, начали именовать левыми коммунистами.
Левая оппозиция в РКП(б) и ВКП(б) в 1920-е годы выступила за внутрипартийный демократизм, против «нэпмана, кулака и бюрократа», а в первой половине 1930-х годов призвала к упразднению армейских чинов.
Дальнейшее развитие левых политических идеологий
Критика сталинизма на двадцатом съезде КПСС, новый советский курс на развитие экономики при политике «мирного существования» с капиталистическими государствами вызывали недовольство:
- Главы Китайской Коммунистической партии М. Цзэдуна;
- Главы партии труда Албании Э. Ходжи.
Политика руководителя КПСС Никиты Сергеевича Хрущёва ими именовалась ревизионистской. Множество коммунистических партий Латинской Америки и Европы вслед за советско-китайским конфликтом разделились на группы, которые ориентированы на СССР, и «антиревизионистские» группировки, которые ориентированы на Албанию и Китай.
В период 1960—1970-х годов маоизм был весьма популярен средь левой интеллигенции на Западе, но потерял популярность после смерти Мао и появления критических материалов о его политических настроениях.
В 1960-х годах в США и Западной Европе образовались «новые левые», которые противопоставили себя «старым левым». Они отразили протест против бездуховности «общества потребления», обезличенности культуры масс, унификации личности человека и выступили за «прямую демократию», свободу самостоятельного выражения, нонконформизм.
Социальная база «старых левых» была представлена промышленным пролетариатом, а также крестьянством. Новые левые, в этой связи полагали «старых левых» старомодными и не обладающими перспективами, по крайней мере по отношению к странам Первого и Второго мира, в которых крестьянство и пролетариат еще больше утратили собственные позиции, уступив новым типологиям работников постиндустриального общества.
В соответствии с некоторыми мнениями, двухполюсная политическая шкала ("левые" и "правые") не может полным образом выразить взгляды как на роль государства в контроле общественной жизни, так и на роль государства при обеспечении равенства социума. Сторонниками данного мнения применяется четырёхполюсная шкала (диаграмма Нолана), которая предложена в 1970 году либертарианцем американского происхождения Дэвидом Ноланом:
- Консерваторы, являющиеся сторонниками иерархичности, прагматизма, организованности и превосходства над личностью государства;
- Либералы, являющиеся сторонниками равенства, индивидуализма и толерантности;
- Либертарианцы, являющиеся сторонниками вмешательства государства в общественную жизнь на минимальном уровне;
- Авторитаристы, представляемые сторонниками жёсткого государственного контроля над общественной жизнью, а также сторонники участия государства в распределении доходов к бедным от богатых.
В период перестройки в последние годы жизни СССР понятия «левизны» и «правизны» часто применялось в смысле, который противоположен принятому на Западе. Так, антикоммунистов и либералов часто называли«левыми», а ортодоксальных традиционных коммунистов именовали«правыми».