Общая характеристика политической философии Карла Маркса
Исторически, марксистская политическая философия складывалась в качестве ответной реакции и альтернативы философии либерализма, основным приоритетом, по мнению представителей которого выступало развитие гражданского общества и укрепление политической власти в государстве.
С точки зрения политической философии К. Маркса, государственной устройство выглядело несколько иначе: государство по Марксу – это политическая организация экономически господствующего класса, цель образования которой состоит в подавлении сопротивления его классовых противников.
Момент возникновения государства связывался К. Марксом с определенным уровнем развития производительных сил, существование которого в связи с общественным разделением труда привело к возникновению и обособлению частной собственности, а как следствие – имущественному неравенству и разделению общества на противоборствующие социальные группы (классы-антагонисты).
Основными постулатами марксистской политической философии выступили теория классовой борьбы и диктатуры пролетариата в политической сфере общественной жизни, предопределенной тем, что в классовой борьбе пролетариату нечего терять, «кроме собственных цепей», поскольку пролетарии не обладали правом собственности на средства производства.
В этой связи классовая борьба рассматривалась самим Марксом и его последователями в качестве движущей силы исторического развития, способствующей осуществлению перехода от менее совершенных к более высоким формам организации жизни общества.
Важной особенностью политической философии Маркса, отличающей ее от большинства иных направлений в соответствующей сфере, выступает придание колоссального значения экономическим основам социальной жизнедеятельности, путем формулирования предположения о существовании экономического базиса, имеющего первичное, предопределяющее значение, и, вторичной по отношению к базису, следующей за ним, политической и идеологической надстройки.
Экономический базис и политическая надстройка взятые воедино образовывают, по мнению К. Маркса, общественно-экономическую формацию, а основу их развития составляют последовательно сменяющие друг друга способы производства (азиатский, рабовладельческий, феодальный и буржуазный), которым соответствуют определенные типы государственного устройства.
Высшей целью, с точки зрения марксистской политической философии выступал переход к коммунистической общественно-экономической формации, при достижении которой государство должно было отмереть, уступив место совершенному общественному самоуправлению, а как следствие – должны быть созданы условия для всестороннего развития личности и ее творческих способностей.
Иными словами, К. Марксом последовательно обосновывались преимущества перехода к коммунизму, как высшей форме общественно-политического устройства, позволяющего реализовать принцип «от каждого по способностям, каждому – по труду».
Коммунизм как высшая цель политической философии К. Маркса
Коммунизм – разработанный в теории К. Маркса общественно-политический строй, основанный на реальном социальном равенстве и обобществленной собственности на средства производства, именуемый также коммунистической общественно-экономической формацией.
Фактически, история развития государственности не знает примеров реального существования коммунистического общества, которое отвечало бы всем признакам, сформулированным К. Марксом применительно к его характеристике. В числе соответствующих признаков и особенностей Марксом выделялись:
- существование в обществе высокоразвитых, эффективных производительных сил;
- отсутствие классового деления в обществе, денежных знаков, как результат исчезновения частной собственности на средства производства;
- отмирание государства в его классическом понимании.
Коммунистическая общественно-экономическая формация, по мнению К. Маркса обладает сложной структурой и состоит из двух фаз:
- Низшая фаза коммунизма – социализм. В рамках социализма государство продолжает существовать, более того, государственная власть на данном этапе развития гораздо сильнее, нежели в других формациях, существует мелкая частная собственность, производство и торговля, однако крупная частная собственность при социализме уже отсутствует;
- Высшая фаза – собственно коммунизм, свойства которого были рассмотрены выше.
Диалектический материализм К. Маркса
Диалектический материализм – система философский воззрений, самостоятельное направление, составляющее основу философского познания К. Маркса и Ф. Энгельса.
Основными тезисами диалектического материализма К. Маркса выступали следующие положения:
- Материя представляет собой определенную мысленную абстракцию, обозначающую общее качество телесно существующих вещей, то есть всего того, что воздействует на наши органы чувств, производит ощущения и т.д.;
- Материя не была кем-либо сотворена, была всегда и существует вечно, кроме того, материя бесконечна в пространстве;
- Движение представляет собой способ существования материи, поскольку, с одной стороны, движение само по себе не может существовать вне материи, а с другой – не существует материи без движения;
- Движение материи диалектично, то есть обусловлено материальным, реальным сосуществованием двух взаимно противоречащих сторон соответствующего движения;
- Высшая форма движения – это отвлеченное мышление, присущее только человеку;
- И т.д.
Таким образом, рассмотрев некоторые аспекты диалектического материализма К. Маркса, можно сделать вывод о том, что соответствующая концепция была тесно связана с переработкой идеалистической диалектики Гегеля, а также с диалектической переработкой метафизического материализма.