Общая характеристика политической философии Николо Макиавелли
С именем итальянского мыслителя эпохи позднего Возрождения – Николо Макиавелли связано новое понимание роли политической власти и управления. В том числе, он впервые рассматривает проблемы политической философии в, своего рода, технологическом ключе, то есть как определенные технологии осуществления политической власти в обществе. В науке для характеристики идей политической философии Н. Макиавелли даже сформулирован специальный термин – макиавеллизм:
Макиавелизм – совокупность идей и моделей политического поведения, в рамках которых для достижения сформулированных идей представляется возможным и допустимым использование любых методов и средств, включая самые вероломные, коварные и жестокие по отношению к другим лицам.
Одной из ключевых отличительных черт и заслуг Н. Макиавелли в политической философии состояла в том, что он одним из первых в эпоху Возрождения резко выступил против теологических представлений о происхождении и сущности политики и государства. Напротив, он строил свои теории и рассуждения на основе теоретического осмысления исторического опыта, опыта античных государств, анализа политики проводимой современными его правительствами и т.д. Использование соответствующих исследовательских механизмов Н. Макиавелли объяснял тем, что по его мнению детальное изучение прошлого позволяет исследователю предвидеть будущее, а также определять средства и способы действий, полезных в настоящем.
Политические взгляды Н. Макиавелли
Давая характеристику поведения человека в политике, Н. Макиавелли занимался поиском первопричины любого человеческого действия, и, в конце концов, обнаружил ее:
Макиавелли утверждал, что наиболее общей причиной человеческого поведения, из которой в конечном итоге складываются межличностные отношения, человеческие сообщества и т.д. выступает интерес.
В этой связи, характеризуя искусство политического руководства Макиавелли обращал внимание на то, что для эффективного и легитимного управления людьми необходимо максимально точно знать причины их поступков, а также их интересы и стремления. Более того, по своей природе люди беспокойны, честолюбивы и всегда стремятся к получению большего. Следовательно, в политики всегда следует рассчитывать на худшее, а не на доброе и идеальное.
В этом же ключе Макиавелли описывал происхождение государства в современном виде. Он указывал, что образованию государств способствовали с одной стороны, историческая необходимость, а с другой – воля и желание самих людей. При этом Макиавелли был сформулирован новый термин для обозначения государства: вместо общепризнанного ранее понимания государства в качестве сообщества людей (гражданского общества), Макиавелли было предложено понимать государства в качестве совокупности политически организованного сообщества людей, стройной системы государственной власти, ее институтов, общеобязательных регуляторов общественных отношений (права), юстиции и т.д. При этом следует обратить внимание на то, что именно такое понимание государства впоследствии было наиболее широко воспринято в науке и стало общеупотребительным.
Продолжая изучение государства, как ключевого компонента политической философии, Н. Макиавелли указывал на то, что целью любого государства и ключевой гарантией его прочности и стабильности выступают с одной стороны – обеспечение посредством использования государственно-властных механизмов безопасности личности в государстве, а с другой – гарантирование незыблемости частной собственности, поскольку самое опасное для любого правителя – это посягать на имущество и блага его подданных, поскольку это неизбежно порождает ненависть и конфликты.
Правила политического искусства Н. Макиавелли
Как было отмечено выше, в процессе изучения вопросов политической философии и конструировании собственных теоретических позиций в соответствующей сфере, Н. Макиавелли активно прибегал к анализу и характеристике современной ему политической ситуации в различных странах. В этой связи, с опорой на политические реалии Европы эпохи Возрождения – то есть повсеместное преобладание монархической формы правления (сам Макиавелли утверждал в качестве идеала политического устройства смешанную республику), он сформулирован ряд рекомендация и правил политического искусства, отраженные им в знаменитой работе «Государь». В числе соответствующих правил он назвал:
- В идеальной с точки зрения Макиавелли смешанной республике, задача сохранения государства, обеспечения прав и свобод его граждан решается самим народом. В условиях же монархии, для государя политика – это не что иное как тактика и стратегия удержания политической власти и сохранения государства;
- Макиавелли опровергал общепризнанную ранее точку зрения о порочности народных масс, напротив – он утверждал, что народ «постояннее, мудрее, честнее и рассудительнее государя»;
- В качестве важнейшего инструмента отправления политической власти Макиавелли называл религию, поскольку она выступает действенным инструментом воздействия на умы людей и человеческие нравы. При этом критикуя преувеличение значения теологии в государственном управлении, Макиавелли утверждал то, что не политика должна находиться на службе у религии, а религия на службе у политики;
- Макиавелли в противоположность многим исследователем предшествующих периодов, а также позиции католической церкви, утверждал, что реальная политика должна быть отделена от морали, поскольку моральных правил и благородных чувств для политики недостаточно. В государственном управлении преобладают правила отличные от отношений между частными лицами, поэтому политически-значимое поведение государственных деятелей должно оцениваться не с точки зрения морали, а по их результатам и отношению к общегосударственному благу.