Личность Джона Локка
Джон Локк (1632-1704) является английским педагогом и философом, представителем эмпиризма и либерализма. За счет его идеи были сформулированы политология, а также политическая философия. Он признан одним из величайших мыслителей эпохи Просвещения. Также некоторым образом он повлиял на создание Американской декларации независимости.
Его труды также были отмечены Иммануилом Кантом, так как Локк одним из первых раскрыл понятие непрерывности сознания. По его мнению, все люди рождались без врождённых идей, а впоследствии приобретали опыт за счёт своего чувственного восприятия. Все восприятия он делил на:
- ощущения:
- рефлексии.
По его мнению, главнейшую роль играли органы чувств, которые были первичны перед разумом. На формирование взглядов ученого оказала влияние философия Декарта, именно его учения лежат в основе всех взглядов Локка. В частности, он сравнивает разум и идеи, процесс получения истины разумом, выделяет индукцию и дедукцию, даёт началу такому понятию, как интуиция.
Говоря о понятии истины, он показывает, что основной истинной является истина нашего существования. Также он обращает внимание на необходимость существования субстанции, которая обнаруживает себя в различных признаках. Им были приведены возражения лишь против утверждения Декарта о том, что душа постоянно мыслит, поэтому признаком души является именно мышление.
Кроме того, он оспаривает наличие у человека многих врождённых признаков, говоря, что человек приобретает многое с опытом. Также он обращал внимание на познавательную деятельность человека, в результате которой им и приобретаются определенные знания.
Джон Локк находился под влиянием и иных мыслителей, которые оказали значительное влияние на его труды.
Рисунок 1. Джон Локк. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Принципы мировоззрения Локка
Основные принципы его мировоззрения сводились к следующим положениям.
Существуют высшие силы, вечная, бесконечная, премудрая и благая, которая ограничена во времени и в пространстве, и в этом пространстве и существует наш мир, отражающий в себе свойства этой силы, бесконечно разнообразные. Некоторые индивиды больше приближены к этой силе, и, соответственно, больше отражают качества, свойственные ей. Все люди делают постепенный переход от неидеальных существ к идеальным и совершенным существам. При этом все существа находятся во взаимодействии между собой, они выступают в качестве стройного космоса, где у каждого существа имеется своя природа и свое предназначение, которое они должны для себя определить. Джон Локк определяет назначение человека в том, что он должен познавать и прославлять Бога и благодаря этому приобрести блаженство в этом и любом другом мире.
В своих работах Джон Локк также затрагивал вопросы нравственности, однако у него нет какой-то конкретной работы, посвященной только данной тематике. Все религиозные источники он называет трактатами морали. Человек, по его мнению, ищет счастья и избегает страданий. Счастье человека заключается в том, что удовлетворяет его дух и нравится ему, а страдания заключается в том, что беспокоит человека и расстраивает его. Те, кто избирает дорогу страданий, являются врагами своего собственного счастья.
Эмпирико-сенсуалистическая теория
Джон Локк полагал, что у человека отсутствуют какие-либо врождённые идеи, и с момента рождения является чистой доской , которая готова воспринимать окружающий мир за счет имеющихся органов чувств. На развитие людей оказывает влияние множество факторов:
- воспитание родителей и иных лиц;
- утонченность в обращении; наличие здорового духа в теле;
- готовность к жизни.
Он говорит о необходимости различного воспитания, как физического, так и нравственного. Для того, чтобы воспитать человека, необходимо сформировать свойства, характеризующие его разум и волю. Необходимость физического воспитания он видел в том, чтобы максимально использовать тот инструмент, который имеется у человека, а именно его тело. Дух необходимо было воспитывать, чтобы человек мог поступать разумно, исходя из полученного воспитания. Дети, как указывал Джон Локк, должны были приучать себя к воздержанию, наблюдению за собой, а также победам над собой.
Кроме того, по его мнению, необходимо было прививать религиозное воспитание детям, а именно приучать их к обрядам, формировать отношения и любви, почтения к Богу, говорить о нём как о высшем существе. Также он говорил о необходимости нравственного воспитания, то есть человек должен уметь отказывать себе в удовольствии, следовать советам своего разума, выбирать и вырабатывать у себя изящные манеры и навыки галантного поведения.
Дети также должны были обучаться чтению, письму, рисованию, географии, истории, этике, навыкам бухгалтерии, родному языку, а также ряду иностранных языков, в том числе и латинскому, риторике, логике, философии и физике, все эти науки должен знать образованный человек. Кроме того, он должен владеть навыками какого-либо ремесла. Локк считал недостаточно совершенный образовательную систему, в частности, он был против латинского языка, на котором ученики должны были сочинять стихи и речи. Обучение на его взгляд должно было быть более наглядно, без применения сложной терминологии. Кроме того, он не любил поэзию.
Что касается политических взглядов, на этот счёт у него была следующее мнение. Он выдвинул концепцию естественного государства, при котором наблюдалось состояние полной свободы, все были равны в распоряжение своим имуществом и своей жизнью. Такое состояние характеризовалось миром и доброжелательность и вытекало из законов природы. Право на жизнь выступало в качестве естественного права, при этом в качестве собственности Джон Локк также рассматривал право на жизнь, свободу, распоряжение своей собственностью, в том числе и интеллектуальной.
Таким образом, его взгляды, в основном, затрагивали вопросы воспитания общества, то есть воспитания достойных граждан своего государства.