Классическая теория (концепция) политической элиты
Вопрос о специфике и направлениях деятельности представителей политической элиты, как субъектов, определяющих и формирующих направления политического развития государства и общества, являлся предметом научного изучения на протяжении длительного исторического периода.
При этом исторически первая целостная концепция политической элиты была сформулирована представителями итальянской школы политической социологии, которые на основании эмпирического опыта наблюдения за реальным поведением политических деятелей, представили собственную теорию о роли элиты в обществе.
Одним из ярчайших представителей соответствующего течения, создавшего первые классические концепции элит в конце XIX-начале XX в., по праву признается итальянский правовед Гаэтано Моска, обосновавший идею о том, что для любого человеческого общества, начиная с тех из них, которые едва достигают зачатков цивилизации, и заканчивая просвещенными и мощными образованиями, характерно внутреннее деление на два класса лиц: управляемых и управляющих. Причем именно из последних в конечном итоге формируется внутригосударственная политическая элита.
Кроме того, в рамках классической концепции Г. Моска анализировал проблему тех свойств и качеств, которые присущи собственно политической элите, отмечая, что важнейшим из таких качеств выступает способность к управлению другими людьми (организаторская способность), как основополагающее свойство формирования политического класса (элиты).
Наряду с организаторской способностью, признаками политической элиты Г. Моска называл материальное, моральное и интеллектуальное превосходство политических лидеров над управляемыми народными массами.
Помимо рассмотренной концепции политической элиты, предложенной Г.Моска, к числу, так называемых, классических концепций относится также теория В. Парето, который в своей работе «Трактат общей социологии», последовательно обосновывал точку зрению о том, что миром во все времена должны править избранные люди, составляющие социальное меньшинство, наделенные особыми психологическими и социальными качествами.
При этом В. Парето отмечал, что политическую элиту целесообразно подразделять на правящую, то есть участвующую в управлении государством (прямо или косвенно), и контрэлиту (неправящую), представители которой также обладают характерными психологическими качествами, однако, тем не менее, не имеют доступа к осуществлению руководящих функций в силу различного рода барьеров.
Современные теории политической элиты
Рассмотренные выше и некоторые другие концепции политического элитаризма, предложенные итальянскими исследователи, и признаваемые в настоящее время в качестве классических, послужили основой и положили начало для целой совокупности современных теорий элит.
Одно из таких групп выступает так называемая макиавеллистская школа теории элит, основными воззрениями сторонников которой выступают:
- Утверждение элитарности любого общества, выраженное в его разделении на наделенное различными привилегиями властвующее меньшинство и пассивное управляемое меньшинство;
- Для представителей политической элиты характерны особые психологические качества, формирование которых происходит как от природы, так и в процессе воспитания будущего политического лидера;
- Внутригрупповая сплоченность, связанная с тем, что политическая элита, как правило, представляет собой относительно сплоченную группу, представителей которой объединяет не только общностью профессионального и социального положения, но и особое элитарное самосознание, самовосприятие, и т.д.;
- Политическая элита отличается свойством относительной легитимности, поскольку широкие слои населения (не без исключения, но в своем большинстве) признают права ее представителей на политическое руководство;
- Стабильность политической структуры государства при ротации персонального состава ее участников и сохранении базовых отношений господства и подчинения внутри властных структур.
Ценностные теории политических элит
Самостоятельную группу концепций, изучающих политические элиты, выступают, так называемые, ценностные теории, в рамках которых элита признается главной конструктивной силой общества, а в числе ключевых признаков рассматриваемого подхода принято выделять:
- Политическая элита – не просто компонент общества, а наиболее ценный элемент социальной организации, обладающий высокими способностями и показателями в ключевых сферах государственно-властной и общественной деятельности;
- Фактически складывающееся господствующее положение элиты находится в соответствии с интересами всего общества, поскольку представители соответствующей элиты – это наиболее продуктивная и инициативная часть населения, характеризующаяся высоким уровнем правосознания, образования, нравственными устремлениями, и т.д.;
- Формирование политической элиты происходит как в рамках борьбы за власть, так и в результате рекрутирования наиболее ценных представителей самим обществом. В связи с чем, эффективность функционирования политической системы напрямую зависит от совершенства существующих механизмов отбора политической элиты;
- Рассматриваемые проявления элитарности в обществе не противоречат ценностям и идеалам современной представительной демократии, а, напротив, закономерно вытекают из обеспечиваемого в условиях демократического государства равенства возможностей граждан.
Иными словами, основная идея ценностной теории политической элиты заключается в том, что ее представители рассматривают преобразования руководящего слоя как изменение потребностей социальной системы и ценностных ориентаций граждан, поскольку, в рамках общественного развития возникают новые ценности, в результате чего старая элита заменяется (вытесняется) новыми людьми, в большей степени отвечающими современным требованиям.