Сущность парламентского контроля
Парламентский контроль — это одна из форм государственного контроля, а также одна из функций парламента, которая носит главным образом общеполитический характер (реже — административный).
Парламентский контроль можно рассматривать:
- как институт парламентского права, представляющий собой совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, взаимосвязанные с осуществлением парламентской деятельности по выявлению, наблюдению, предотвращению нарушений, а также злоупотреблений в процессе реализации должностными лицами или органами власти нормативных предписаний;
- как разновидность государственного контроля, представляющую собой деятельность, основанную на демократических принципах и реализуемую российским парламентом (или созданными органами парламента) для обеспечения контроля деятельности органов власти, должностных лиц, защиты прав и свобод гражданина и человека.
Парламентский контроль обладает специфическими чертами и представляет собой разновидность федерального государственного контроля, тесно связанного с процессом становления парламентаризма в России. В период своего становления парламент больше внимания уделял вопросам совершенствования и развития законодательства, формирования новой правовой базы государства, чем вопросам обеспечения контрольной функции. Это привело к более позднему осмыслению института парламентского контроля в научной мысли. Правовое регулирование и содержание парламентского контроля определяются в Конституции РФ.
В соответствии с Конституцией РФ парламент обладает рядом важнейших полномочий, тесно связанных с его законодательной функцией, а именно осуществление контроля за:
- исполнением бюджета;
- соблюдением прав и свобод гражданина и человека;
- деятельностью органов государственной власти;
- сферой государственного управления в сфере осуществления кадровых полномочий Федерального Собрания.
Парламент также осуществляет контроль в области внешней и внутренней политики.
По вопросам соотношения законодательной и контрольной функций парламента существуют разные мнения. Некоторые исследователи считают, что наиболее важная функция — законодательная, а контроль является компетенцией и задачей других органов. Другие авторы указывают, что контрольная функция носит по большей мере финансовый и административный характер.
Парламентский контроль в современном государстве приобретает особое значение, играет первостепенную роль в обеспечении принципа системы противовесов и сдержек. Однако эффективность парламентского контроля высока только тогда, когда он может, с одной стороны, принудить органы власти отвечать за собственные действия, а с другой стороны — не препятствовать этим органам осуществлять их непосредственные задачи и функции.
Формы парламентского контроля
Неотъемлемым и важнейшим элементом контрольной деятельности являются формы ее реализации. В юридической литературе существует несколько классификаций форм контроля.
Формы парламентского контроля:
- функционально-правовые — пленарные заседания палат, парламентские сессии, работа комиссий и комитетов (экспертиза законопроектов, парламентские расследования, парламентские слушания);
- организационно-правовые — органы, формируемые палатами для контрольной деятельности, комитеты, комиссии, Счетная палата, депутатские объединения и др.;
- процессуально-правовые — право депутатского запроса (вопроса), доклады и отчеты представителей органов государственной власти, формы контроля за деятельностью правительства и президента (выражение доверия или недоверия правительству, отрешение президента от своей должности и др.).
Парламентское расследование как одна из форм парламентского контроля
Одной из форм парламентского контроля является парламентское расследование — разновидность процесса, заключающаяся в сборе, оценке и проверке информации, выступающей исходным материалом для принятия и обобщения политических решений.
Анализ мировой практики применения парламентских расследований показал, что они применяются в ситуациях, когда очень важно изучить обстоятельства и события, представляющие большую государственную и общественную значимость, включая связанные с предполагаемыми нарушениями должностными лицами государства законодательства.
Парламентские расследования достаточно действенны. Их следствием является наступление политической ответственности должностных лиц разных государственных органов, их привлечение к административной или уголовной ответственности (в ситуациях, предусмотренных законодательством). Парламентское расследование является эффективным и многоцелевым средством политики в современном мире, позволяющем в значительной мере контролировать внутриполитические процессы, оказывать влияние на состояние международных дел.
Парламентские расследования могут играть основную роль в системе сдержек и противовесов, выступающей необходимым составным элементом принципа разделения властей, на котором основана система органов государственной власти в правовом демократическом государстве.
Парламентское расследование является формой контроля палат Федерального Собрания за деятельностью органов федеральной власти, или должностных лиц государственной власти (исключение — Президент РФ) для:
- укрепления демократического порядка организации и функционирования государственной власти;
- информирования населения о причинах и обстоятельствах негативных общественно значимых событий;
- выработки рекомендаций, направленных на ликвидацию данных событий, их недопущению и наказанию виновных лиц.
В 2005 году Президент внес законопроект «О парламентском расследовании», в котором прописана его основная цель — защита конституционных свобод и прав. Из законопроекта исключили такую цель, как выработка рекомендаций по наказанию виновных, чем было снято существующее в законодательстве противоречие.