Общая характеристика парламента в парламентской республике
Парламент – это государственный представительный орган, основная функция которого заключается в реализации законодательной власти.
Законодательная власть включает верховное распоряжение государственным бюджетом и контроль за его исполнением. В зависимости от формы правления в той или иной степени парламент может осуществлять контроль за исполнительной властью.
Как правило, в парламентской республике власть президента ограничена. В наиболее типичных вариантах он может избираться парламентом, широкой коллегией, в состав которой наряду с парламентом входят депутаты парламентов отдельных субъектов федераций, региональных представительных органов самоуправления.
Иногда в парламентарной республике конституция наделяет президента широкими полномочиями, которые, как правило, осуществляет правительство. Правительство в лице председателя правительства или министра контрассигнует акты президента.
Основной признак парламентской республики проявляется в политической ответственности правительства перед парламентом. Такая ответственность зачастую носит солидарный характер – недоверие к одному члену правительства может привести к отставке всего правительства. Правительство, вместо ухода в отставку может потребовать роспуск нижней палаты парламента у президента и назначить дату новых выборов.
Формально парламент является полновластным органом, формирующим правительство.
Общепризнано, что родиной парламента является Англия. Уже с XIII века власть короля была ограничена крупнейшими феодалами страны – лордами, прелатами (высшим духовенством), представителями графств и городов. Затем подобные сословные и сословно-представительные учреждения появились в Испании, Венгрии, Польше, Франции и других странах. Позже они преобразовались в представительные учреждения современного типа.
В парламентской республике возможны два государственных режима: парламентарный и министериальный.
Структура парламента
Современные парламенты состоят из нескольких палат: одной, двух или больше.
Однопалатные парламенты и нижние палаты двухпалатных парламентов формируются в результате прямых выборов, некоторые члены парламента занимают свои места в порядке назначения или наследования. В палатах для предварительного рассмотрения законов и других проектов создаются специальные комиссии и комитеты.
Двухпалатная парламентская система имеет две разновидности:
- Система сильной верхней палаты. Без ее согласия парламент не может вынести положительного решения.
- Система слабой верхней палаты. Палата может отсрочить принятие решения парламентом, в случаях, когда она с ним не согласна, но в тоже время не может ему воспрепятствовать. Чаще всего это касается законодательных процессов.
Функции парламентов в парламентских республиках
Конституции наделяют парламенты полномочиями, которые помогают успешно реализовывать социальные функции. Полномочия и функции парламента образуют его компетенцию. У парламента могут быть следующие виды компетенций:
- абсолютно ограниченная;
- относительно ограниченная;
- неограниченная.
Если парламент имеет абсолютно ограниченные компетенции, то в конституциях прописывается полный перечень вопросов, в отношении которых парламент может принимать решения и законы.
Функции парламентов:
- формирование правительства осуществляет коалиция партий или партия, одержавшая победу на выборах;
- формирование бюджета государства и контроль над его исполнением;
- поддержка исполнительной власти (деятельности правительства) в виде принятия законов, голосование за доверие, принятие программ;
- контроль за текущей деятельностью правительства;
- санитарные функции – право парламентской оппозиции критиковать действующцю власть;
- право ратификации международных договоров;
- право законодательной деятельности;
- право внесения дополнений и изменений в конституцию.