Понятие и типы международных политических режимов
Международный политический режим – это особая система принципов, правил и норм принятия политических решений, которые ориентированы на исправление сбоев в работе рыночных механизмов.
Теория международных отношений представляет собой самостоятельную область политологии, которая обладает собственным, относительно автономным исследовательским аппаратом. Теория политических режимов с международной теорией соприкасается косвенно.
Теорию международного политического режима впервые сформулировал в 1983 году профессор Стенфордского университета С. Краснер. Он указал, что международные режимы можно рассматривать как совокупность норм и принципов неформального характера или формализованных процедур и соглашений принятия решений, которые управляют особой сферой международных отношений.
Присоединяясь к международному режиму, государства жертвуют собственными непосредственными интересами, устанавливают на территории своей страны нормативные и институциональные основы регионального порядка или мировой политики. Международный политический режим в рамках реализма можно определить, как совокупность норм, принципов, правил и процедур принятия политических решений, которые отображают интересы самых могущественных стран в международной системе.
Типы международных политических режимов по Дж. Доннелли:
- авторитетные международные нормы – обязательные и принимаемые государствами международные стандарты;
- международные стандарты – обязательные для государств нормы, от которых они могут частично уклоняться (не ратифицировать договор, ратифицировать договор с оговорками и т.д.);
- международные руководящие принципы – особые принципы-стандарты, которые не являются обязательными, но одобряются и декларируются государством (могут выступать в виде строгих, четко зафиксированных правил, или расплывчатых выражений);
- национальные нормы – нормы, работающие при отсутствии реально действующих международных норм.
Понятие международного политического режима может уточняться до специфической процедуры превентивного разрешения или урегулирования разного рода международных конфликтов — политических, торговых, финансовых и т.д., например, международный режим соблюдения долговых обязательств, прав человека, регулирование взаимоотношений между сверхдержавами, режим морского права, контроль за распространением вооружения и др.
Процедуры принятия международных политических решений
В международных режимах существует несколько типов процедур принятия политических решений:
- Принятие авторитетных решений. Обеспечивается политическими институтами, способными разрабатывать и принимать обязывающие решения, наличие эффективных механизмов, обеспечивающих выполнение принятых решений и соблюдение установленных правил.
- Международный мониторинг. Осуществляется международное наблюдение за соблюдение правил и норм государствами, но без применения механизмов и процедур принуждения. Осуществляющие мониторинг институты могут проводить независимые расследования, судить о степени соответствия действий государства международным нормам.
- Международная координация политики. Заранее планируемый и регулярно проводимый форум, направленный на повышение координации деятельности государств.
- Международное содействие и помощь. Наличие международных политических институтов, которые предоставляют государствам помощь в применении норм международного режима на практике.
- Международный обмен информацией. Использование разных международных каналов для обмена информацией о действиях государств относительно соблюдения норм режима.
- Принятие решения на национальном уровне. Полный и абсолютный суверенитет страны в вопросах принятия решений на национальном уровне.
В области принятия международных политических решений выделяют три типа действий:
- обеспечение и принуждение к соблюдению норм;
- соблюдение, выполнение и применение норм;
- содействие, способствование принятию и соблюдению норм
В соответствии с этим международные политические режимы могут носить принуждающий, применительный, а также способствующий и стимулирующий характер.