Меритократия – буквально переводится как власть достойных. То есть руководить обществом, государством должны люди наиболее способные, отбираемые по качеству их умений и навыков.
Меритократия в Древней Греции
Древняя Греция представляла собой десятки городов-государств, расположенных на территории Балканского полуострова. Кроме того, греческие колонии возникали на территории Малой Азии, в Северном Причерноморье, на юге Италии и т. д.
Политическое и культурное развитие ряда греческих городов привело к появлению таких политических режимов как тирания, аристократии и демократия. Однако, жизнь государств с демократическим устройством как в Афинах, или в Спарте с её аристократическим правлением была далеко от идеала.
Также период существования Древней Греции отмечен взлетом и развитием философии, заложившей основы многих современных наук, в том числе и политологии. Среди прочего такие греческие знаменитые философы обсуждали вариант лучшего политического и государственного устройства.
Отметим поиски формы идеального государства с точки зрения таких, знаменитых философов как:
- Сократ,
- Платон,
- Аристотель.
Сократ, живший в 469 -399 г. до н. э. был известным древнегреческим философом. Критикуя приходящих к власти в Афинах сторонников демократии, тирании и вновь приверженцев демократии,
Сократ сформулировал следующий принцип идеального политического устройства, основанный на идее меритократии – правлении достойных. Согласно его идеям править должны не те, кто был рождён царем, или кого выбрали или сам добился своей цели в результате заговора. А те, кто обладал умениями и знаниями в деле управления государством и людьми.
Критика Сократа действующих порядков в Афинском государстве не осталась без последствий. В итоге демократические власти Афин обвинили уже старого философа в безбожии и сокрушении моральных основ молодёжи и арестовали и приговорили его к смерти. Осуждённый Сократ не захотел бежать, несмотря на попытки его учеников спасти его и выпил смертельный яд, оборвавший жизнь философа.
Идеи Сократа впоследствии оказали влияние на развитие представлений о таком устройстве государстве, в котором правителями будут достойные мужи. Среди таких последователей оказались известные нам Платон и Аристотель.
Платон – древнегреческий философ, живший в 427 – 347 г. до н. э. Он был учеником Сократа и воспринял и развил его идеи о идеальном государственном устройстве.
Согласно представлениям Платона отражённым в его труде «Государство» идеальным устройством государства является аристократия. Именно при аристократии по мысли Платона у власти оказываются люди, которые умеют управлять и знают, как принести государству и обществу пользу.
При этом если из аристократии выделялся один человек, то Платон такое правление называл уже царским. Древнегреческий философ замечал в своем труде «Политик», что царь должен обладать соответствующими знаниями и уметь управлять людьми. В таком случае уже нет разницы, правит царь согласно установленным законам или нет.
В другой работе «Законы» Платон описывает второй, по его мнению, идеальный строй государства – тимократию.
Под тимократией Платоном понимается строй подобный современной ему воинственной Спарте и уже ушедшему в далёкое прошлое минойскому Криту. Тимократия является цензовым политическим строем, где власть принадлежит небольшой группе людей. Такая форма политического режима является одним из видов олигархии.
В описанном Платоне государством запрещена роскошь, никто не имеет право на владение серебром или золотом. Все граждане в зависимости от имущественного величины своего имущества делятся на четыре класса и имеют равные права в пределах своего класса. Женщины также имеют равные права с мужчинами, однако не могут принимать участие в политической жизни. Торговлей и земледелием могут заниматься не входящие в число равноправных и свободных граждан иностранцы и рабы.
Такое государство является коллективистским и одним из условий его существования по мысли Платона, является наличие необходимого количества рабов. Что бы поддержать порядок в таком государстве, необходимы, и достаточно суровые, регламентирующие все стороны жизни человека, законы.
Развитие идеи Платона получили уже в трудах его ученика и критика Аристотеля, жившего в 384 -322 годах до н. э.
К наилучшим формам правления Аристотель относит монархию, аристократию и политию. К худшим формам – олигархию, тиранию и демократию.
Под политией Аристотель понимал такую форму государства, которая бы сочетала лучшие стороны олигархии и демократии и не имела бы их крайностей. Таким образом, Аристотель уходит от жёстких и нереалистичных государственных форм предложенных Платоном и приходит к более умеренному варианту устройства государства, где власть принадлежала бы достойным на основах олигархии и демократии.
Меритократия в Древнем Китае
На другом конце Евразии, в древнем Китае также активно разрабатывались теории о построении государства, где власть принадлежала бы наиболее достойным такого ремесла.
Отметим здесь таких личностей, как мыслитель Конфуций и государственный деятель Шан Ян.
Конфуций представлял себе идеальное государство как четко стратифицированное общество, где управляет всем аристократия, а население никак не участвует в политической и общественной жизни страны. Но при этом Конфуций указывал на необходимость преодоления разрыва между богатыми и бедными как источник возможных бунтов и восстаний.
Управлять государством, Конфуций считал необходимо, не с помощью законодательства, а с помощью норм добродетели и морали. Главной добродетелью Конфуций считал преданность населения своему правителю, почитание и почтительность всех старших. В целом же государство должно стремиться к миру и взаимопониманию между верхами и низами общества.
Иного взгляда на особенности политического развития Китая придерживался китайский государственный деятель Шан Ян. Он считал, что главным в управлении государства является следование нормам законов, а не старым предписаниям конфуцианской морали. Также он считал, что карьера должна зависеть не от знатности рода, а от заслуг самого человека и его преданности правителю. Такой подход повлиял на укрепление царской власти и способствовал усилению царства Цинь.
Такая система взглядов получила название легизма, законничества, где главным является то, что человек должен подчиняться требованиям закона. А в случае малейшего нарушения правил должна следовать немедленная кара. Подобного рода порядки были приведены в жизнь в момент государственной деятельности Шан Яна.
Итак, идеи меритократии уже начали развиваться активно в древнем мире в таких разных культурных и исторических областях как Эллада и Китай. Однако, нигде данные порядки не привели к построению идеального политического устройства.