Достоинство личности – это моральная категория характеризующая личность как целостность, обладающую уважением окружающих и самоуважением.
Либеральная демократия и гражданское общество
Либеральная демократия представляет собой общественно-политический строй, при котором декларируется принцип верховенства права и гарантирования прав и свобод каждого гражданина.
Либеральная демократия складывалась в западных странах исторически, на протяжении длительного времени – от первых буржуазных революций в Англии и Голландии, до исчезновения последних действенных монархий Германии, Австро-Венгрии, Испании и установления в европейских странах демократических режимов, в том числе в странах с формальным сохранением монархии (Великобритания, Бельгия, Швеция и т.д.).
Формально либерально-демократический режим основывается на всеобщем избирательном праве и свободных выборов, которые ведут к формированию легитимного правительства и органов власти. Органы власти, организованные в соответствии с принципами разделения властей, а также системы сдержек и противовесов, ведут прозрачную деятельность и отчитываются не только перед народом, как источником власти, но и перед друг другом, что позволяет избежать злоупотреблений и коррупции.
Однако в действительности свободных выборов недостаточно для создания подлинной либерально-демократической системы. Выборы способны привести к власти некомпетентных, но популярных лиц, которые на фоне пассивности народа, отсутствия у него знаний о своих правах и свободах, а также навыков их реализации, способны с легкостью злоупотреблять полученными полномочиями, что как правило и происходит в странах, приводимых к демократии не историческим, а силовым или революционным путем.
Действенный либерально-демократический режим не только декларирует права и свободы, равенство граждан, и защиту меньшинства от произвола большинства, но также дает пути осуществления этих прав и свобод. Его реальной основой является не система власти, но правовое гражданское общество, обладающее высоким уровнем самосознания, навыками гражданской борьбы и деятельности в политическом поле, а также экономической базой для противостояния с государством, в виде широко представленного среднего класса. Без данного основания любой либерально-демократический режим окажется «дефектным» и популистским, поскольку инструменты контроля не будут работать.
Однако развитое гражданское общество представляет собой не только основание, но и проблему либерально-демократического общества. Одной из его черт, является сильная власть, способная выиграть и удержать власть в результате свободных выборов. Данная власть не склонна допускать в политическое поле само общество, она действует пускай и в интересах народа, но исходя из своих представлений, в то время как элементы прямой демократии и народоуправления в либерально-демократическом режиме минимальны. В тоже время развитие гражданское общество само стремится к организации самоуправления и влияния на политику государства напрямую, что создает поле потенциального конфликта.
Права человека в либерально-демократическом государстве
Одной из главных целей либерально-демократического государства является обеспечение, и создание способов реализации прав и свобод граждан. К их числу относят:
- Право на жизнь и достоинство,
- Свободу вероисповедания,
- Свободу слова,
- Свободу собраний,
- Равенство перед законом,
- Неприкосновенность частной жизни и личной тайны,
- Свобода передвижения и выбора места работы,
- Право на владение собственностью,
- Равенство возможностей.
Каждое из этих прав гарантируется для каждого из членов общества вне зависимости от его материального положения, национальности, религиозных предпочтений, идеологических взглядов, отношения к текущему правительству и т.д. Власть в либерально-демократическом государстве, хотя и является реализацией народных потенций, однако не в коем случае не представляет собой власть большинства, с помощью которой большинство могло бы навязывать меньшинству собственные правила, или отчуждать их права и свободы, на основании дискриминации по какому-либо признаку.
Для реализации данной политики гражданское общество должно обладать не только правосознанием, но и высоким уровнем толерантности, гуманистической направленностью, чтобы представление о человеке, как высшей ценности было естественным убеждением, разделяемым всеми его членами.
Достоинство личности и политические режимы
Достоинство личности – это прежде всего внутренняя моральная категория, в связи с чем личность способна сохранять свое достоинство в любой политической ситуации и обстановке. Даже в жесточайших условиях рабства сохранение, или же потеря достоинства, являлось личностным выбором, который, впрочем, часто сочетался с выбором жизни или смерти.
Вместе с тем, как и любое психическое содержание, представление о достоинстве личности, его наполнении, меняется в зависимости от состояния, идеалов и норм, самого общества, его культурно-исторического пути, специфического для каждого народа и государства. В связи с чем, моральные качества и поступки, определявшие личность как достойную в одной системе ценностей, могут привести к переоценке ее морального облика в другой политической и социальной системе. Ломка социальных, этических стереотипов – тяжелый для общества процесс, который сопровождается потерей какой-либо нравственной ориентации, а также экзистенциальным вакуумом для множества граждан, прежде всего обладавших достаточно высокими моральными принципами. По этой причине в переломные периоды всегда повышается число самоубийств, что связано не только с тяжелыми экономическими условиями, но и неприятием новой социальной реальности.
Либерально-демократические режимы декларируют стремление поддерживать достоинство личности, однако, как и любые режимы, они продвигают в массы собственную систему ценностей и идеологию (хотя старательно отрицают данное явление рассматривая его как прерогативу тоталитарных режимов), подвергая порицанию тех, кто данные ценности не разделяет. Так стремление к толерантности и защите меньшинства в наиболее продвинутых либерально-демократических странах запада имеет свою оборотную сторону, связанную с тем, что права большинства начинают ущемляться более активным и требовательным меньшинством, что особенно хорошо проявляется на искажениях и стереотипах в области искусства, как зеркала общества.