Общая характеристика легитимности закона как акта высшей юридической силы
Ключевым юридическим источником правого регулирования общественных отношений в странах романо-германской правовой семьи выступает закон. В науке выделяется целый комплекс признаков, которые отличают подлинно правовой закон, некоторые из которых будут рассмотрены ниже. При этом говоря об определении закона, принято формулировать его следующим образом:
Закон – это нормативный правовой акт, принимаемый в установленном порядке высшим законодательным представительным органом государственной власти либо непосредственно народом (например, в результате проведения референдума), посредством реализации положений которого происходит урегулирование наиболее важных общественных отношений.
Таким образом, можно совершенно справедливо говорить о том, что закон выступает ключевым элементом правового регулирования на национальном уровне, составляя в этой связи основу системы права государства, и характеризуется свойством наивысшей юридической силы по отношении к иным нормативным актам, принимаемых в рамках компетенции государственных органов.
Анализ положений, выделяемых в научной и учебной литературе, а также определения сформулированного выше, позволяет сделать вывод о том, что закон, как источник права в современном демократическом государстве отличает следующая совокупность признаков:
- Принимается в установленном порядке высшим законодательным органом государственной власти либо в порядке референдума;
- Обладает высшей юридической силой в системе правового регулирования;
- Регулируя наиболее важные общественные отношения, с необходимостью должен отражать волю и интересы всего общества.
С последним из названных выше признаков закона в настоящее время тесно связано свойство его легитимности. То есть такая его характеристика, которая отражает степень принятия законодательных предписаний со стороны населения, и тесно с ней связанное согласие не добровольное соблюдение и исполнение тех требований, которые составляют содержание соответствующих предписаний.
В целом, в политической науке отмечается, что говорить о легитимности того или иного закона можно при наличии двух условий:
- Во-первых – это соблюдение установленной процедуры подготовки, принятия и наделения закона юридической силой, в результате которой обеспечивается справедливость соответствующих юридических предписаний;
- Во-вторых – наличие действительного всеобщего согласия населения с властью законодателя, и проводимой в государстве политикой в целом.
Значение законотворческого процесса для обеспечения легитимности принимаемых законов
Как было отмечено выше, одним из важнейших условий и требований легитимности закона выступает полное соблюдение демократических процедур законотворческого процесса. В этой связи, рассматривая вопрос о легитимности закона, представляется целесообразным рассмотреть основные этапы его принятия
Подготовительная стадия: наиболее сложный и ответственный момент в создании закона, поскольку происходит оценка наличия или отсутствия объективной потребности общества в урегулировании определенной группы общественных отношений. Кроме того оценивается действительная возможность воздействия права на определенные социальные явления и процессы. В результате формируется вывод о возможности и целесообразности проведения дальнейших работ по подготовке закона.
Основная стадия: письменное изложение текста законопроекта в соответствии с требованиями юридической техники, внесение соответствующего проекта в законодательный орган и его рассмотрение.
Заключительная стадия: рассмотрение законопроекта Государственной Думой и Федеральным Собранием, принятие окончательного решения, а затем – подписания закона Президентом и его обнародование. Данная стадия характеризуется исключительной важностью, поскольку именно с момента обнародования принятый закон считается наделенным юридической силой, а следовательно – выступает источником правового регулирования общественных отношений в государстве.
Исполнение и качественное соблюдение каждой из вышеназванных стадий законотворческого процесса выступает необходимой предпосылкой и условием легитимности будущего закона.
Проблема легитимности закона
Рассмотрев особенности и требования к легитимности закона необходимо также обратить внимание на то, что на практике не все принимаемые в государстве законы оказываются легитимными. В числе основных причин такой ситуации может выступать несовершенство законодательной процедуры, приводящее в конечном итоге к несправедливости принимаемых нормативных правовых актов, либо наличие большого числа пробелов и противоречий в правовой системе.
При этом проблема возникновения пробелов в праве является очень актуальной и нередко встречается на практике. В этой связи, большое внимание в науке приковано к ее разработке и поиску путей преодоления соответствующих пробелов. В первую очередь, в рамках соответствующих исследований проводится анализ причин возникновения пробелов в праве, которые впоследствии разделяются на две большие группы:
- Объективные причины возникновения пробелов: под ними понимается такая ситуация, когда в момент принятия соответствующего закона элементарно не существовали определенных общественные отношения, но впоследствии, возникнув, стала явной необходимость в их правовой регламентации;
- Субъективные причины пробельности закона связаны с тем, что законодатель по каким-либо причинам неверно оценил состояние сложившихся общественных отношений, в результате чего произошла неточная или неполная регламентация уже существующих общественных отношений.
При этом в правовой науке отмечается существование так называемых «намеренных пробелов» в праве, которые возникают в ситуации, когда, несмотря на очевидную необходимость юридического упорядочения определенных общественных отношений, они, тем не менее, оказываются вне поля зрения законодателя.
Нередко возникновение «намеренных пробелов» в законодательстве связано с отсутствием экономических и иных ресурсов, необходимых для осуществления упорядочения определенной сферы общественных отношений.