Легитимность – термин, возникший в начале XIXвека во Франции в период прихода к власти Наполеона Бонапарта. Данный термин первоначально означал движение, ставившее своей целью свержение власти Наполеона и возвращение дореволюционной монархииБурбонов. Тогда возникло понятие легитимности как законности той или иной власти на международном уровне.
Легитимность – это эффективная способность государства поддерживать уверенность населения в силе и умении действующей политической системы решать насущные проблемы, а также уверенность населения, что действующая власть действительно справляется с возложенными на неё задачами и следовательно является законной.
К критериям (признакам) легитимности мы отнесем свойства, признаки и типы легитимности согласно исследованиям М. Вебера, Д. Истона и М. Догана.
Свойства и признаки легитимности
Свойства легитимности:
- Соответствие правовых норм при выборе государственных властей ранее бывшим правилам.
- Действия властей соответствуют принятым законодательным нормам.
- Признание власти обществом как выразителя общественных интересов и стремлений.
Признаки легитимности:
- Либерально-демократический – означает признание легитимности на основе выборов, проведенных согласно демократическим правилам с соблюдением всех законодательных норм и требований.
- Прагматический–признаёт главным не выборность власти, а её способность к адекватному восприятию ситуации и налаживанию положения дел в стране. Примером здесь могут являться события Русской революции 1917 г. Пришедшие к власти силы в России несмотря ни на что произвели модернизацию общественных отношений, что привело в результате к повышению и развитию экономики, промышленности, образования.
Типы легитимности (по М. Веберу)
Традиционная легитимность - Традиционный – подчинение власти на основе традиций, обычаев и веры в правящую элиту. Характерно для стран Азии и Африки где сильны традиционные патриархальные традиции, основанные на беспрекословном подчинении старшим. Также подобный тип власти существовал практически повсеместно во всём мире до начала Нового времени. Примером подобного строя является монархия, как освященная сакральная традиция передача власти от отца к сыну. В современном мире и по сей день существуют не только конституционные монархии как в Великобритании, но и абсолютные – как в Саудовской Аравии, где власть монарха безгранична и опирается на многовековую традицию. Также к странам, где господствует традиционная легитимность, относят и Китай с его тысячелетними традициями власти и подчинения.
Харизматическая легитимность - основана на ярких внешних качествах лидера и эмоциональных положительных переживаниях, которые этот лидер вызывает у населения. Данный тип легитимности встречается в традиционных обществах, где главным фактором власти является сила, «магические» качества лидера, способность его совершать некие чудеса. Также такой тип легитимности бывает в странах, где произошёл резкий модернизационный переход с изменением социально – экономического и культурного пространства. Такие события, зачастую революции, приводят к власти людей со способностями к управлению большими государствами. В основном это означает переход к диктатуре и почти полной власти этого человека в стране. В истории такими личностями стали Оливер Кромвель в Англии, Наполеон Бонапарт во Франции, Владимир Ленин и Иосиф Сталин в России.
Рационально-легальная легитимность. Основана на соблюдении законодательных норм и требований. Основным мотивом подчинения является не эмоции или давние традиции, а интерес определённой части населения, выбравший тех или иных чиновников. Данный тип легитимности характерен для Западной Европы и стран Северной Америки. Развитие капиталистической Европы привело к появлению и развитию демократического типа государства, основанного на разделении и выборности властей и приоритета закона над обычаем или традицией.
Типология легитимности по Д. Истону
Идеологическая легитимность основана важности и значительности правящей идеологии как основы общества и всего государства. Наиболее яркий пример – Советский Союз, где правящей идеологией был марксизм – ленинизм. Его главным посылом был переход от классового капиталистического общества к безклассовому коммунистическому государству. Переходным этапом считалось построение социализма и социалистических отношений в Советском Союзе. Успешность такого типа легитимности во многом зависит от соответствия лозунгов и призывов реальности. Если же реальность и идеология всё больше расходятся, то наступает разочарование населения и нарастает угроза системного кризиса всего государства, что и произошло в Советском Союзе.
Структурная легитимность основана на понимании и соблюдении гражданами правил установленного государственного режима. Причем этот режим должен соответствовать своими установлениями предыдущему, чтобы считаться в глазах населения легитимным. Такой принцип легитимности характерен для устоявшихся политических систем, где демократические традиции стали нормой и воспринимаются как неотъемлемая часть прав и жизни людей. В качестве примера такого государства можно привести Великобританию, где развитие демократических, и правовых институтов прошло долгую историю.
Личная легитимность опирается на веру граждан в своего лидера, его особые качества как руководителя государства. В отличие от харизматической, личную, персональную легитимность выделяет, прежде всего, рациональный подход населения к своему лидеру. В то время как при харизматической легитимности может присутствовать поклонение и эмоциональный фактор.
Примером персональной легитимности может служить президент США, однако, харизматической легитимностью не обладающей.
Критерии легитимности государства по М.Догану
Согласно этим критериям государства подразделяются на:
- Развитые плюралистические демократии – где граждане на протяжении более двух десятков лет поддерживают демократический режим в стране.
- Авторитарно–бюрократические режимы. При таких режимах права населения соблюдаются лишь частично.
- Диктаторские, тоталитарные режимы, которые не признаёт большинство населения
- Страны, преимущественно в Азии и Африке где население рассматривает власть диктаторов как неизбежность и равнодушно относится к ним.