Коалиционное правительство является органом управления, сформированным параллельно несколькими партиями с целью получения в парламенте позиции большинства в условиях функционирования многопартийной системы управления.
Суть коалиционного правительства
При рассмотрении сути коалиционного правительства, обращает на себя внимание происхождение самого слова «коалиция», переводимое как «объединение». Детальная характеристика предполагает объединение без наложения на партию каких-либо обязательств, исключением при этом будут те, что касаются вопросов его непосредственного формирования.
Интересным является факт обязательного распада такого правительства после достижения им определенных целей. Также можно говорить о создании коалиционного правительства и в моменты особых (чрезвычайных) ситуаций в экономической и внешнеполитической среде. Самыми острыми в этом плане можно назвать периоды различных политических и экономических кризисов, а также время повышенной военной активности в условиях революций, переворотов и других, критических для страны ситуаций.
Главным условием для эффективного формирования коалиционного правительства считается наличие не одной, а сразу нескольких партий, в составе которых могут находиться представители наиболее представительных парламентских партий (как минимум двух). На таких условиях их будут называть «Правительством национального единства» или «Большой коалицией» (в случае выборочного создания крупными партиями).
Работа коалиции: положительные и отрицательные моменты
Несмотря на то, что, как показывают примеры из истории, коалиции создаются в сложные для страны моменты, так бывает не всегда. Ярким примером в этом плане становится Германия, где отмечена успешная работа коалиционного правительства на протяжении целых 16 лет, сформированного на политической платформе Христианского Социалистического союза (ХСС).
Свыше пятидесяти правительственных кабинетов в процессе своей работы постепенно сменились за время активности послевоенного периода на территории Италии. Согласно исторической статистике, коалиционные правительства зачастую начинают формироваться в странах с избираемым посредством метода пропорциональной системы парламентом.
Благодаря такой системе, распределение мандатов осуществляется пропорционально отданным за списки кандидатов голосам. Иными словами, система устроена таким образом, что места в парламенте достаются не только крупным, но даже и мелким партиям.
На территории России подобная система выборов просуществовала в период с 2007 по 2011 годы. О традициях создания коалиционных правительств можно говорить в в связи с такими скандинавскими странами, как Норвегия, Швеция и Дания, также они свойственны Люксембургу, Нидерландам и Бельгии.
Что касается других стран, например, Италии, Германии, Венгрии и Ирландии, там коалиции представляются в качестве незначительного количества партий либо «Большой коалиции».
Коалиционные правительства в России
Возникновение первого коалиционного правительства на территории России спровоцировано массовыми недовольствами и возмущениями уставших от войны солдат и рабочих, вследствие чего, в свою очередь, стали вспыхивать в больших количествах и с привлечением больших народных масс акты протестов. Как следствие, это привело:
- к череде кризисов, послуживших формированию Первого коалиционного правительства;
- был изменен прежний состав управления, а, согласно соглашению Петроградского Совета, он пополнился шестью новыми министрами-социалистами, в большинстве своем – меньшевиками;
- данное правительство стало полностью буржуазным с сохранением прежней политической идеи – воевать до полной победы;
- власть здесь была разделена с представителями среднего класса. Само правительство носило временный характер, обещая скорый мир, однако на деле им была организована военная операция по наступательным действиям в направлении Юго-Западного фронта.
Разруха, царившая в стране в тот момент, вынужденно привела к созданию второго коалиционного правительства, год формирования которого отмечен 1917-м годом. Военные действия к тому времени по-прежнему не прекращались из-за неспособности руководства первого правительства решать политические вопросы.
Второе правительство стали называть «правительством спасения», однако сама страна продолжала все больше погружаться в революцию. Целью формирования нового органа управления стало установление буржуазного диктата для приведения страны в порядок. Однако на эти цели требовалась очень мощная армия, которая тогда отсутствовала в стране.
Двойственный характер политики правительства, заигравшего с пролетариями, не разглашая собственные истинные цели, сильно раздражала буржуазию, до конца не доверявшую временному правительству. Недовольство выражалось, в свою очередь, и правительствами Франции, Англии, США, которые стали настойчиво требовать кардинальных перемен и решительных действий по разрешению сложной ситуации в стране.
Своего пика массовые возмущения достигли 25 августа 1917 года, когда поднялся военный мятеж, впоследствии подавленный отрядами рабочих, управляемых большевиками. Далее последовал ежедневный рост социального напряжения. В конце сентября вспышка нового кризиса привела к появлению третьего коалиционного правительства, которое, однако, на деле оказалось таковым только по своим внешним признакам, больше в теории, а на деле главенствующие роли в нем оказались у эсеров, промышленников и кадетов. После оперативного формирования Временного Совета республики было принято решение превратить его в буржуазный парламент.
Апогеем развития дальнейших событий вследствие активных действий большевиков стала Октябрьская революция 1917 года, в которой благодаря тесной связи с народом (в отличие от политиков временного правительства) победили большевики.