Истоки неолиберализма
Будущие историки будут называть 1978-1980 годы поворотным периодом в мировой экономической и политической истории. В 1978 году Дэн Сяопин делал первые судьбоносные шаги по направлению к либерализации хозяйственной жизни одной из наиболее крупных стран в мире, которая находилась в тот момент под коммунистическим правлением. Китайское население составляет одну пятую от населения всей планеты. Путь, избранный тогда Дэном, имел целью за двадцать лет трансформировать экономику Китая и обратить отсталую и закрытую страну в динамичный и открытый центр капиталистического развития с высочайшими темпами роста, невиданными ранее в мировой экономике.
В июле 1979 года по иную сторону Тихого океана в абсолютно других условиях на пост Председателя Федеральной резервной системы был назначен мало кому известный в тот момент, но чрезвычайно знаменитый на сегодняшний день, Пол Волкер. Уже через пару месяцев он кардинальным образом изменил кредитно-денежную политику США. В тот момент Федеральный резерв начал настоящее противоборство с инфляцией и действовал в этом русле, невзирая на возможные негативные последствиям этой битвы.
В мае 1979 года на пост премьер-министра Великобритании избрана Маргарет Тэтчер. Она получила мандат на усмирение профсоюзов и на борьбу с унизительной стагфляцией — стагнацией экономической сферы на фоне инфляции, которая охватила государство на протяжении последних десятков лет.
В 1980 году президентом США избрали Рональда Рейгана. Применяя личную харизму и свою общительность, он направлял экономику государства на путь оживления — поддерживал начинания Волкера в Федеральном резерве и внес в политику свои идеи:
- усмирить власть профсоюзов;
- произвести дерегулирование в промышленной, сельскохозяйственной сфере и добывающих отраслях.
Революционные тенденции из данных политических центров распространялись в другие страны и запускали процесс обновления их экономики— это придало современному миру абсолютно новый вид.
Рождение неолиберализма
Преобразования такой глубины и масштабов не могли свершиться в одночасье. В связи с этим важно проанализировать, какими путями и способами данная новая экономическая политика, которую часто именуют «глобализацией», начала пробиваться сквозь толщу прежней жизни.
Рейган, Волкер, Дэн Сяопин, Тэтчер делали опору на аргументы и интересы меньшинства. Данные идеи долго циркулировали в особых кругах мировой общественности и постепенно становились доминантной идеологией во множестве государств.
Рейган реанимировал традиции, восходящие к периоду правления Республиканской партии Барри Голдуотером в начале 1960-х годов. Дэн Сяопин узрел «нарастающую приливную волну» благосостояния в Японии, Гонконге, Тайване, Южной Корее и Сингапуре. Он принял решение «проехать» на волне «рыночного социализма», подменив им экономику с централизованным планированием в интересах китайской государственности. И Тэтчер, и Волкер извлекали на свет некую доктрину, позднее именуемую «неолиберальной», и обратили ее в основной принцип, базис экономического менеджмента и мышления.
Расцвет и развитие неолиберализма
Неолиберализм изначально был политэкономической теорией, выводы которой начали широко использовать на практике. По данной теории, индивид может достигать благополучия, используя собственные предпринимательские способности в условиях свободного рынка, хоть и существующего в неких институциональных границах:
Государственная роль в нем сведена к образованию и сбережению данных институциональных структур. Государство призвано гарантировать надежность и сохранность денег. Оно обязано содержать полицию и армию, а также выступать гарантом обороноспособности государства. Государство обязано выстроить законодательные структуры и исполнять весь функционал, необходимый для охраны важнейших прав частной собственности, гарантируя их соблюдение, если будет нужда — то и силой. Также оно должно обеспечить «правильную» работу рыночной среды. Более того, если ранее рынков не существовало (к примеру, в таких областях, как вода, земля, здравоохранение, образование, окружающая среда и социальное обеспечение), то государство должно их создавать, в их числе посредством реальных действий правительства. Но государство притом не может доходить до риска. Вмешательство государства в работу рынков должно, в соответствии с теорией, быть ограничено самым необходимым минимумом. Государство не располагает всяческой «дополнительной» информацией, чтобы оно могло предвосхитить сигналы рынка, речь здесь идет о ценах, потому как влиятельные группировки неизбежным образом будут искажать его вмешательство в экономическую среду, в особенности в демократических государствах, в собственных интересах.
С 1970-х годов в большинстве стран мира намечался серьезный поворот в направлении неолиберальной экономической политики и мышления. Дерегулирование, приватизация и уход государственного участия из среды социального обеспечения становились повсеместной практикой. Практически во всех государствах — от новых стран, которые образовались как результат распада СССР, до государств с социальной демократией старого образа, таких как Швеция и Новая Зеландия, — в каком-либо виде, сознательным образом или под давлением мировых сил, прививалась идеология неолиберализма. Затем следовали реальные перемены в экономической политике. ЮАР, когда освободилась от апартеида, мгновенно проникалась идеологией неолиберализма, более того — даже Китай, как мы могли наблюдать в дальнейшем, стал практически во главе движения к политике неолиберализма. Более того, защитники неолиберализма на сегодняшний день заняли ведущие позиции в сфере образования, к примеру, в университетах и иных «мозговых» центрах, в СМИ, в финансовых организациях и советах директоров, в ведущих государственных институтах, таких как центральные банки и министерство финансов.