Понятие расизма
Под расизмом понимают дискриминация по расовому признаку, то есть по отличительным признакам расы человека.
Расизм является широко распространенным явлением на территории всех государств мира. Он связан с тем, что все люди делятся на расы, которые далеко не всегда положительно относятся друг к другу. Люди отличаются по цвету кожи, морфологическим и физиологическим признакам, в силу климатических условий, в которых они проживают и так далее. Всё это вызывает негативное отношение у определенного меньшинства, которые считают свою расу самой лучшей, а другие расы отстающими.
В основе российских воззрений лежат антинаучные учения, заявляющие, что люди разных рас генетически различны, в том числе отличаются по таким признакам, как харизма, лидерство, чувство юмора, характер и так далее. Несмотря на анти научность данных учений, они оказали значительное влияние на развитие истории и культуры многих государств.
Существует и более широкое понятие расизма. Например, расизм рассматривают в качестве идеологии о разделении людей на определенной категории или группы, именуемые расами, а также о врожденном превосходстве одних рас над другими. На практике расовая дискриминация заключается в том, что, как минимум, нарушаются права и свободы человека и гражданина, а как максимум - совершаются преступления по признакам расовой ненависти.
Виды расизма
Несмотря на специфичность данного явления, существуют различные его виды:
- мягкий;
- этноцентризм;
- символический расизм;
- биологический расизм.
Мягкий расизм характеризуется тем, что представители разных рас могут общаться друг с другом, быть соседями, одноклассниками и даже супругами. Между расами имеются тесные связи, даже, несмотря на неприязненные отношения.
Биологический расизм представляет себя учение о том, что определенные категории лиц не имеют права жить в какой-либо стране, так как они не являются уроженцами данной страны. При этом они наделяются более низкими интеллектуальными способностями, расисты верят в то, что различия между ними являются врожденными и передаются генетически. Как правило, его представители выступают против заключения браков между различными расами. Также пытаются отделить отдельные категории населения путем ограничений в различных сферах, сегрегацией.
Символический расизм предполагает тот факт, что у иммигрантов нет никаких прав и свобод, в том числе политических и социальных. Позитивно его представители относятся только к местному населению, к мигрантам же отсутствует толерантное отношение, кроме тех случаев, если они соответствуют своим поведением местным устоям. Нередко именно в сфере данного расизма возникают утверждения о том, что расисты представляют опасность для общества и его культуры, а также жалобы о том, что приезжие получают больше прав и свобод, чем коренные жители.
И, наконец, этноцентризм направлен на сохранение у коренных народов образа жизни. Его представители убеждены в том, что коренные жители ведут себя положительно и пристойно, в то же время у властей имеются основания для того, чтобы депортировать всех приезжих, и эти инструменты должны применяться. Однако применение силы принуждения государства осуществляется лишь тогда, когда мигранты недостойно себя ведут.
Интересным является тот факт, что такие термины, как раса, этнос и этничность в каждой стране имеют своё собственное значение. Так или иначе, указанная терминология затрагивает расовую принадлежность.
Формы расизма
Сегодня выделяют не только виды расизма, но и его формы. Например, выделяют следующие формы:
- Примордиалистские;
- Эссенциалистские.
Указанные формы выступают в качестве концепций расизма, сложившихся достаточно давно, однако в XX веке стали пересматриваться. Такая позиция связана с изменениями в социальной и культурной среде. В частности, было установлено отсутствие связи между культурой, расой, этничностью. Подобная позиция имеет место постольку, поскольку человек легко способен переходить из одной культуры в другую. Человек выступает в качестве самостоятельного и активного объекта в силу первого подхода. Однако нередко дискриминация наступает, в том числе по признаку культуры.
Для России характерна вторая точка зрения. В частности, в период существования СССР здесь долгое время была политизирована этничность, в том числе в сфере преступности. В связи с этим некоторые авторы выделяют так называемые криминогенные народы. В частности, некоторым народам приписывается свойство совершать тяжкие и особо тяжкие преступления. При этом негативное отношение направлено не на конкретных преступников, которые совершают преступления, а на весь народ, к которому принадлежит преступник. Сторонники данной концепции считают, что на поведение людей оказывает влияние культура, которая диктует ему определенную модель поведения.
На сегодняшний день, очевидно, что для преодоления всех указанных видов расизма необходимо формирование твердой гражданской позиции в обществе, требуется воспитывать толерантность, расширять кругозор молодёжи, отказываться от всех не научных исследований.
В последнее время американские антропологи выступают за тот факт, что никаких рас не существует. С другой стороны, такая реакция рассматривается в качестве реакции на длительное господство в США представления о разделении на расы. От дискриминации страдали, прежде всего, афроамериканцы.
На сегодняшний день неоспоримым является тот факт, что расы существуют. В этом нет ничего зазорного. Расизм начинается тогда, когда какую-либо расу объявляют господствующей, а остальные низшие. Все люди равны в своих правах и свободах, несут равные обязанности, какая-либо дискриминация в данной сфере недопустима.
В некоторых случаях главенствующим объявляется какая-либо конкретная раса, в других случаях делается указания на конкретный народ, однако национальные группы постоянно смешиваются друг с другом, и разделить их по каким-либо признакам на сегодняшний день невозможно.