Сущность и значение имиджа политической партии
Имидж политической партии планируется и формируется для того, чтобы данная политическая сила смогла занять место среди политической элиты, добиться власти, влияния, реализовать политические свои идеи, активно влиять на процессы перераспределения полномочий и ресурсов и т. д.
Положительный имидж политической партии должен способствовать соответствующему влиянию на симпатии избирателей, для того чтобы последние в итоге осуществили свой выбор в ее пользу.
Эффективная политическая партия должна осуществлять свою деятельность с учетом 3 основных групп имиджевых факторов:
- идеологии партии
- эффективности имиджа
- силы личности политического лидера.
Этапы формирования имиджа политической партии
Формирование положительного имиджа политической партии включает несколько характерных этапов:
- выбор и обоснование модели имиджа партии
- уточнение содержания и структуры имиджа партии
- корректировка основных характеристик имиджа
- осуществление плана трансляции имиджа в широкие массы, разработка ритуалов, символики и т. д.
Основные компоненты позиционирования политической партии
Имидж политической партии можно «раскрутить» тогда, когда техника ее позицирования включает такие компоненты:
- «символ-идея» – платформа, устав, программа и т. д.
- «символ-действие» – цели, корпоративные нормы и ценности, ритуальное поведение, политическая воля и т. д.
- «символ-объект» – эмблемы, флаги, логотипы, шрифты и т. д., способствующие донесению до широкой общественности основного смысла политической деятельности партии
- «символ-персона» (подразумевает имидж лидера политической партии; как известно, практически любая партия прилагает много усилий для того, чтобы превратить своего политического лидера в «символ-персону»)
- «символ-звук» – находит проявление в знаковых мелодиях (песни, гимны, скандирования, музыкальные позывные и т. д.).
Основные характеристики эффективного политического имиджа
Для того, что имидж партии был эффективным, ему следует отвечать ряду характеристик:
Востребованность. Имидж партии должен соответствовать запросам общества, его требованиям и ожиданиям, исходящих от широких масс избирателей. Адаптация имиджа под ожидания широких социальных масс осуществляется на основании социологических опросов и социально-психологических исследований, которые направлены направленных на определение преобладающих в обществе потребностей, ценностей, установок и т. п.
Реалистичность. Имидж партии должен максимально соответствовать объективной действительности, быть реальным, а не продуктом каких-то фантазий. Таким образом, при формировании имиджа политической партии, очень важно соблюдать требование к его реалистичности. Имидж должен сочетаться с характером партии как политической силы, которая нацелена на приход к власти исключительно в результате демократических выборов.
Простота и, в то же время, яркость. Так, с одной стороны, имидж политической силы должен быть ярким и вызывать позитивные эмоции. С другой стороны, по своей структуре и набору характеристик он должен быть относительно прост. Имидж политической партии должен вызывать достаточный (но, в то же время, ограниченный) набор ассоциаций, которые максимально отражают основное предназначение данной политической силы в государстве, политике, обществе.
Очень важным (можно сказать, ключевым) моментом в конструировании имиджа политической партии является успешное формирование имиджа ее главной фигуры – политического лидера. Построение удачного имиджа политического лидера в целом зависит от таких условий:
- от понимания требований, настроений и установок своих настоящих или будущих последователей
- от умения показать, что данный политик является именно тем, кто максимально отвечает потребностям общества.