Общая характеристика европейской государственности
Рассмотрение вопроса о характеристике государственности в политологии традиционно проводится в том числе путем изучение возможных форм и моделей государственности.
При этом одной из основных моделей государственности, выделение которой производится на современной этапе, является государственность европейская.
Исторически формирование европейской государственности происходило в период становления абсолютных монархий. В этой связи отдельные характеристики современной европейской модели государственности обусловлены историческими предпосылками – сломом существовавшей ранее многоуровневой системы феодального управления, на смену которой пришла единая иерархичная система государственного управления, главой которой выступал монарх, чья власть не была чем-либо ограничена.
Таким образом, для европейской государственности на первоначальным этапах ее становления и развития была характерна единоличная власть монарха, выступавшего абсолютным сувереном в пределах территории государства.
В дальнейшем на смену абсолютной форме организации монархического государства приходили конституционные монархии и республики, отличительной особенностью которых выступало то, что происходила замена единоличного персонифицированного суверена на «деперсонифицированного коллективного суверена», то есть парламент, состав которого периодически изменялся, в том числе путем применения демократических выборных процедур.
Формирование власти в условиях европейской государственности
Для поздних стадий развития европейской государственности, в том числе для европейской государственности на современном этапе, характерна такая система формирования власти, при которой соответствующими правами наделены все граждане или подданные государства, ввиду наличия у них конституционно гарантированных избирательных прав.
При этом подлинно демократическая процедура формирования системы государственно-властного управления в рамках европейской традиции предполагает отсутствие каких-либо цензов, условий, в зависимость от которых ставилась бы возможность отдельного индивида выступать в качестве избирателей, принимая, таким образом, имеющие общегосударственное значение решения.
При этом подобная система формирования органов государственной власти, доказав, в том числе ввиду широкого распространения и вовлечения в процесс принятия управленческих решений широких слоев населения, активно критикуется учеными-политологами. Так, в числе негативных аспектов процедуры формирования органов управления в рамках европейской государственности зачастую называют:
- Большинство населения, которому отдано на откуп решение принципиально важных и сложных государственных решений, не всегда способно оценить их значимость и возможные последствия принятия.
- Реальная иерархия ценности и значимость тех или иных программ для государства и общества, и система представлений об этом у большинства избирателей, чаще всего принципиально не совпадает.
- В процессе голосования, требующего обдуманного рационального подхода, отдельные, в том числе широкие группы избирателей прибегают к принятию решению на основании личных эмоциональных оценок.
Таким образом, следует отметить то, что европейская государственность, будучи хронологически более поздней формой организации общества, нежели, например, восточная государственность, изначально строилась на иных принципиальных началах, в числе которых выступали индивидуализм, частная собственность на землю, иерархичный государственный аппарат и т.д.
Благодаря этому, на современной этапе развития человечества европейские формы государственного устройства доказали свою эффективность и жизнеспособность, а соответствующие ценности восприняты в качестве идеала государственного устройства даже теми государствами, которые не принадлежат географически к странам европейского континента.