Общие сведения
Функции Совета Федерации и Государственной Думы – это функции, которые выполняют в государстве законодательная власть и парламент.
Совет Федерации и Дума относятся к органам представительной (законодательной) власти, они формирую Федеральное Собрание.
Функции, состав, порядок создания и ключевые аспекты деятельности Совета Федерации и Думы определены в Конституции России.
Совет Федерации («Палата регионов»), представляет на федеральном уране интересы регионов, отражает федеративный принцип государства. Совет Федерации, выступая институтом консолидации и интеграции регионов. Обеспечивает баланс региональных и общефедеральных интересов при принятии тех или иных интересов, которые направлены на реализацию стратегических приоритетов развития страны.
«Палата регионов» создается по непартийному принципу, также она и структурируется. Члены Палаты регионов не могут создавать партийных объединений и фракций.
Совет Федерации – это орган, действующий на постоянной основе, он не может быть распущен по решению Президента (в отличие от Государственной Думы). Заседания Палаты Регионов проводятся не реже 2 раз в месяц, по мере необходимости. Заседания Думы и Совета Федерации проходят раздельно, но иногда палаты могут собираться вместе для заслушивания посланий Президента, Конституционного Суда, отдельных выступлений руководителей других стран.
Функции Совета Федерации
Основные функции Совета Федерации отображены в ч. 1 ст. 102 Конституции РФ. Они являются исключительно предметом ведения Совета Федерации.
Основные функции Совета Федерации:
- утверждает изменения границ между разными субъектами РФ, решение принимается только с согласия данных субъектов;
- утверждает указы Президента России о введении чрезвычайного или военного положения (в отдельных местностях или по всей территории) в случае угрозы агрессии или агрессии;
- решает вопросы о использования Вооруженных Сил РФ за пределами государства (только если это отвечает Конституции, международным договорам и федеральным законам);
- назначает выборы Президента РФ в соответствии с Законом о выборах и Конституцией, выносит решение, касающееся отрешения Президента от должности в соответствии с порядком, установленным Конституцией;
- назначает на должность судей федеральных судов (по представлению Президента): Верховного Суда, Конституционного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора, заместителя Председателя Счетной палаты, некоторых аудиторов.
Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, осуществляющую контроль за исполнением федерального бюджета, основываясь на принципах объективности, законности, гласности и независимости.
Функции Государственной Думы
Аппарат Государственной Думы – это постоянно действующий орган, который осуществляет организационное, правовое, документационное, информационное, аналитическое, материально-техническое, финансовое, социально-бытовое обеспечение функционирования депутатов, их объединений, комитетов и комиссий, Совета, председателя Думы и его заместителей, работников и руководителя аппарата Думы.
Председатель Государственной Думы реализует взаимодействие с исполнительной и судебной ветвями власти. Председателя, его первого заместителя и заместителя председателя избирают тайным голосованием на заседании палаты.
В Конституции (п. 1 ст. 103) определены вопросы, рассмотрением которых занимается исключительно Государственная Дума.
Государственная Дума:
- принимает участие в процессе формирования Правительства РФ через дачу согласия Президенту на назначение Председателя Правительства (это является значительным проявлением взаимодействия исполнительной и законодательной властей на федеральном уровне, соблюдения принципа разделения властей);
- предоставляя согласие на назначение того или иного кандидата на должность Председателя Правительства Дума дает согласие на проведение определенного политического курса Правительством;
- в случае роспуска Государственной Думы, вновь созданная Дума может выдвинуть вопрос о доверии Правительству (постановка вопроса о недоверии Правительству – самая серьезная форма влияния законодательной власти на исполнительную);
- производит назначение и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ;
- решает вопросы о доверии Правительству РФ;
- назначает и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека (так реализуется парламентский контроль в сфере обеспечения прав человека);
- принимает решение об освобождении от наказания совершивших преступления лиц (объявляет амнистию), при этом акты амнистии относятся не к отдельным конкретным лицам, а ко всем, совершившим преступления лицам, на которых распространяется амнистия;
- может выдвинуть обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности в соответствии с порядком, предусмотренным Конституцией (предложение о выдвижении обвинения для отрешения Президента от должности осуществимо, если инициативу поддержали не менее 1/3 всех депутатов Государственной Думы, в обвинении должны быть конкретные факты, указывающие на состав преступления, обоснование причастности Президента к этому преступлению; постановление о выдвижении против Президента обвинений принимается тайным голосованием и направляется в Совет Федерации в 5-дневный срок;
- заслушивает ежегодные отчеты Правительства о результатах его деятельности (включая вопросы, выдвинутые Государственной Думой).
В функции Государственной Думы входит принятие федеральных законов. В соответствии ч. 1 ст. 107 под принятыми федеральным законом понимаются: принятые Государственной Думой законы и одобренные Советом Федерации, повторно принятые Государственной Думой законы, законы, одобренные и Государственной Думой, и Советом Федерации. Любой принятый закон подписывается Президентом РФ и опубликовывается.