Понятие и общая характеристика политического и социального феминизма
В современной научной литературе, средствах массовой информации, и т.д. достаточно часто можно встретить упоминания феминизма, как некой концепции, движения, выступающего за всеобъемлющее обеспечение прав и интересов женщин. Подобное понимание трудно назвать неверным, однако оно не представляется в достаточной степени научным и объективно отражающим всю совокупность признаков рассматриваемой категории.
Прежде всего, следует отметить, что феминизм на современном этапе его исторического развития уже неверно рассматривать в качестве исключительно политической идеологии, или только социальной концепции, поскольку в настоящее время феминизм одновременно вбирает в себя и политические и общественные начала. Исходя из обозначенных особенностей для целей проводимой характеристики представляется обоснованным приведение следующего определения феминизма:
Феминизм – это целый спектр взглядов, идей и идеологических концепций, политических и социальных движений, сторонники которых преследуют цель достижения равенства социально-экономических, личных и политических прав женщин при необходимом преодолении любого рода проявлений сексизма в обществе.
На первоначальных этапах (а в некоторых государствах – и по настоящее время) последователи феминизма борются за разнообразные социальные, политические, трудовые, и иные права женщин, в том числе:
- права избирать и быть избранным на государственные должности,
- право на равную оплату за равный труд,
- равные образовательные и семейные права,
- право на телесную автономию и неприкосновенностью, и т. д.
С учетом всего спектра социально-политической активности и фактически достигаемых результатов, феминизм в настоящее время признается одной из главных движущих сил в области ключевых социальных изменений в сфере правового положения женщин, прежде всего в странах Запада, где деятельность феминистских организаций по праву считается главной причиной таких достижений как:
- женские избирательные права,
- права участвовать в гражданском обороте по приобретению и отчуждению прав собственности,
- гендерная нейтральность словоупотреблений в английском языке, и т. д.
Поскольку социальная и политическая доктрина феминизма преимущественно разрабатывается вокруг таких категорий как соотношение общественного и частного, борьбы с патриархатом и гендерным неравенством, и т.д., интересным представляется тезис некоторых последователей феминизма о том, что следует бороться не только за права женщин, поскольку укоренившаяся патриархальная организация общества и традиционные гендерные роли наносят немалый вред и мужчинам.
Теория социального и политического феминизма
В основу современной социально-политической доктрины феминизма положена, так называемая, теория социального конструктивизма, в рамках которой пол и раса рассматриваются не как традиционная природная сущность, а как укоренившийся политический конструкт – продукт устоявшихся способов мышления, посредством которых обеспечивается взаимодействие между социальными группами.
Источником подобных тезисов последователи социально-политического феминизма называют то, что на протяжении XVII-XIX вв. (а по убеждению некоторых последователей феминизма – гораздо раньше) биологическая наука использовалась для целей оправдания расовых и гендерных иерархий, неравного распределения власти, материальных ресурсов между различными слоями и социальными группами, и т.д.
В этой связи, важнейшим тезисом рассматриваемой социально-политической доктрины выступает идея о необходимости понимания «пола» (как и других традиционных социальных различий) не как природных данностей (что характерно и традиционно для текущей социально-политической действительности), а как неотъемлемых государственно-властных векторов.
Кроме того, одним из элементов теории социального и политического феминизма выступает, так называемая, теория интерсеккциональности, в рамках которой утверждается точка зрения о том, что самые разнообразные из существующих формы социального угнетения (причем не только сексизм и патриархат, но и, например, гетеросексизм, капитализм, расизм, и пр.) носят системный характер, пронизывая общество целиком, все его институты и уровни взаимодействия, поскольку находясь в столь сильном взаимодействии и взаимозависимости, они не могут устранить друг друга, а лишь укрепляют и поддерживают обозначенную систему социального угнетения.
Соотношение социально-политического феминизма и традиционной науки
В рамках современной концепции социального и политического феминизма сложилось совершенно особое отношение к традиционному научному знанию, которое в известной степени выступает неотъемлемым элементом рассматриваемой доктрины – феминистская теория последовательно критикует традиционную философию, науку, литературу и иные «авторитетные» способы объективного описания мироустройства, поскольку их создание было опосредовано творчеством социально-привилегированных мужчин. При этом немалое число феминистских исследований демонстрирует тот факт, что традиционная философия и наука демонстрируют весьма и весьма ограниченный взгляд на мир, во многом сквозь призму интересов той гендерной группы, которая была непосредственно вовлечена в процесс формирования соответствующего знания.
Таким образом, в рамках теории феминизма обращается внимание на то, что знание во всех случаях зависят от социальной позиции субъекта его производящего, отражая его взгляды на мир, интересы, настроение, и пр. В этой связи, знание объективно не может быть исчерпывающе беспристрастным, нейтральным и аполитичным. Тем не менее, следует стремиться к достижению подобной объективности посредством обеспечения возможностей для сосуществования и диалога различных видов и форм знания, субъектами формирования которых выступают люди из разных социальных групп.