Сущность электронного правительства
Электронное правительство является пакетом технологий и набором сопутствующих организационных мер и нормативно-правового обеспечения, предназначенных для осуществления цифрового взаимодействия между государственными органами разных ветвей власти, организациями, гражданами и иными экономическими субъектами.
Оно предполагает эффективный способ предоставления информации о реализации деятельности государственных органов, оказания услуг государства бизнесу, гражданам, иным ветвям власти и чиновникам, при котором личное взаимодействие между заявителем и государством сведено к минимуму, так как максимально применяются возможности, которые предоставлены мобильными технологиями, информационными технологиями и сетью Интернет.
Электронное правительство основывается на информационно-телекоммуникационной инфраструктуре, речь идет об инфраструктуре государственного масштаба, сердцевиной, которой является система документооборота электронного типа. Система автоматизации управления государством базируется на автоматизации всей общности процессов управления в масштабах государства и служит цели увеличения эффективности управления и снижения издержек общественных коммуникаций для любого члена социума.
Национальные программы по формированию электронного правительства включают поэтапное устроение общегосударственной распределительной системы управления обществом, которая реализует решение огромного спектра задач, имеющих связь с управлением документами и процессами их обработки.
Основы электронного правительства России
Электронное правительство представляет собой часть мероприятий административной реформы, цифровой трансформации задаваемой принципами цифровой электронной экономики.
Формирование базиса электронного правительства началось в процессе реализации программы государственного уровня «Информационное общество». Главная работа по созданию электронного правительства началась с момента принятия программы РФ «Информационное общество (2011—2020 годы)», которая была утверждена распоряжением Правительства РФ от 20.10.2010 г. № 1815-р, согласно которой был исполнен комплекс работ по образованию единой телекоммуникационной информационно-технологической инфраструктуры электронного правительства.
В настоящий момент созданы и функционируют основные элементы национальной инфраструктуры электронного правительства, в их числе:
- Единая система межведомственного электронного взаимного действия;
- Единый портал муниципальных и государственных услуг;
- Национальная платформа распределенной обработки данных;
- Единая система аутентификации и идентификации в инфраструктуре, которая обеспечивает информационно-технологическое взаимное действие информационных систем, применяемых для предоставления муниципальных и государственных услуг в электронной форме;
- Информационная система головного удостоверяющего центра.
Бесплатную и круглосуточную информационную, справочную поддержку гражданам при работе с любыми проектами Электронного Правительства обеспечивает компания ПАО «Ростелеком» «Ростелеком Контакт-центр» (ПАО МЦ НТТ).
Единый портал государственных и муниципальных услуг
Портал муниципальных и государственных услуг помимо информирования о порядке получения муниципальных и государственных услуг, обеспечивает возможность заявителям подавать заявления в электронной форме на получение услуг государства, получать информацию о процессе рассмотрения заявлений в электронной форме, а также значимый юридически результат рассмотрения заявления.
Кроме того, пользователь имеет возможность разместить отзыв о качестве оказанных ему услуг в электронной форме. В настоящий момент при регистрации на Портале пользователь обладает правом самостоятельного выбора способа получения кода для активации личного кабинета, или посредством почтового отделения по месту проживания, или в ближайшем центре обслуживания клиентов ПАО «Ростелеком». Для упрощения процедуры регистрации и активации Личного кабинета на Портале, Минкомсвязь РФ совместно с ПАО «Ростелеком» запустила в работу свыше 80 центров по обслуживанию клиентов. Каждый гражданин Российской Федерации имеет возможность прохождения регистрации и получения кода активации, предъявляя:
- собственный паспорт;
- пенсионное свидетельство - СНИЛС.
Следует отметить, что персональные данные любого пользователя, идентификационные данные и сведения, касающиеся паролей, находятся под защитой единой системы аутентификации и идентификации. Последующее развитие вышеуказанного порядка подразумевает выдачу кодов активации муниципальными и государственными властными органами. Ресурс адаптирован для пользователей, имеющих ограниченные возможности.
В 2011 году выработаны версии Портала на трех зарубежных языках:
- Английском;
- Немецком;
- Французском.
Переведены и обнародованы интерактивные формы заявлений по государственным услугам, представляющимся зарегистрированным на территории Российской Федерации гражданам иностранных государств. На зарубежных языках доступна и некоторая иная актуализированная информация. По состоянию на май 2012 года на Едином портале размещена была информация свыше, чем о девятисот федеральных, двенадцати тысячах региональных и свыше, чем двадцати трех тысячах муниципальных услуг. Доступной является подача заявлений в электронном виде по ста пятидесяти четырем федеральным и порядка полутора тысяча региональных и муниципальных услуг. По состоянию на декабрь 2012 года на Портале прошли регистрацию свыше 3,3 миллионов пользователей, подавших впоследствии более шести миллионов заявлений на оказание муниципальных, региональных и федеральных услуг.