Понятие и общая характеристика экологизма. Соотношение экологизма и энвайроментализма
После окончательного перехода к жизнедеятельности в условиях индустриального общества в XX веке, человечество стало осознавать масштаб того негативного воздействия, которое оказывается в отношении объектов окружающей среды его действиями.
Результатом названного осознания выступило то, что отдельные государства и международное сообщество в лице наднациональных (в том числе неправительственных) организаций стали уделять значительное внимание вопросам обеспечения безопасности, охраны и восстановления окружающей среды. Более того, некоторые исследователи стали признавать соответствующие задачи в качестве основы государственно-властной деятельности и оформлять соответствующие тезисы в отдельные доктрины.
Одной из таковых концепций или доктрин, стала теория экологизма, определение которой в специальной литературе принято формулировать следующим образом:
Экологизм – это получившая относительно широкое распространение политическая идеология или доктрина, в основу которой положены экологические понятия и идея тесной взаимосвязи человечества и окружающей природной среды.
При таком подходе человек рассматривается исключительно как равный элемент природы, а не как ее «господин», способный оказывать внешнее воздействие, противоестественно влияя на ход тех или иных природных явлений и процессов.
С понятием экологизма тесно связана категория энвайроментализма, которые, тем не менее, не являются полностью тождественными. В наиболее общем виде разграничение обозначенных категорий может проводится по тому признаку, что экологизм в большей степени направлен на обеспечение реализации будущей экоцентричной перспективы, в то время как сторонники энвайроментализма указывают на необходимость сохранения природы уже в настоящий момент.
Энвайроментализм – это комплексное экологическое учение и соответствующие ему практические движения сторонников, выступающих за необходимость сохранения окружающей природной среды, охрану дикой природы и самоценность природы безотносительно к факту включения в нее человека.
Иными словами, в рамках энвайроментализма проводится последовательная критика господствующего мировоззрения, в соответствии с которым предполагается наличие фундаментальных онтологических различий между человеком и природой, действующей исключительно на основании законов физики и не обладающее никакой иной полезной ценностью, за исключением инструментальной ценности для человека.
Критика модерна как элемент идеологии экологизма
Несмотря на обозначенное выше различие экологизма и энвайроментализма, для них обоих характерна последовательная критика и призывы к снижению темпов современного использования окружающей природной среды. Соответствующая критика во многом обусловлена тем, что на протяжении всей истории становления и развития западной цивилизации бесконтрольная инструментализация природы при известной степени человеческого антропоцентризма привели к широкомасштабному загрязнению природы, исчезновению колоссального количества биологических видов, и общей деградации окружающей среды.
При этом говоря о причинах сложившейся ситуации (не отрицая факта ее наличия) сторонники экологизма высказывают самые разнообразные предположения:
Так, например, одна группа исследователей утверждает, что корни покорения природы обнаруживаются еще в доисторическом переходе от охоты и собирательства к земледелию, другие считают, что нынешние экологические трудности являются последствием распространения христианского верования, и т. д.
Кроме того, последователи экологизма прямо формулируют основные тезисы модернизма, которые привели к сложившейся экологической обстановки, и которые должны быть подвергнуты широкой критике со стороны научного сообщества:
- Материальный характер природы и ее функционирование исключительно в условиях четких законах физики и причинности;
- Природные феномены не отличаются значительной сложностью и могут быть описаны в терминах движения материи;
- Для природы нехарактерна никакая кроме инструментальной для человека ценность или цель;
- Собственной ценностью обладает только человек, ввиду его разумности, что предопределяет наличие коренных отличий между человеком и прочей естественной средой.
Экологизм в Соединенных Штатах Америки и Европе
Несмотря на относительное внутреннее единство теории экологизма и во многом солидарной с ней доктрины энвайроментализма, реализация соответствующих концепция в разных странах отличается значительными особенностями.
Так, например, европейский экологизм, во многом еще благодаря марксистским социально-политическим воззрениям, основан на социально-политической критике классовой иерархии, традиционно присущей капитализма, поскольку воздействие этой иерархии на господство человека над окружающей природной средой привело к исключительно негативным последствиям для последней.
В свою очередь, американский экологизм в большей степени опирается на идеалы консервативного движения, в том числе в части убежденности в необходимости сохранения дикой природы. Иными словами, сосредоточившись исключительно на охране дикой природы и консервации сохранившихся природных ресурсов, сторонники экологизма в США не «отвлекаются» на марксистскую критику классовой иерархии.
Несмотря на всю ценность и прогрессивность рассматриваемого течения, сохранившийся антропоцентризм и эксплуатационизм имеет своих сторонников. Прямо отвергая весь проект энвайронментализма, экономист Уильям Бакстер вновь утверждает мысль, что у природы есть только одна ценность, проистекающая из человеческих предпочтений.