Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Демократия в Древнем Риме

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Политология / Демократия / Демократия в Древнем Риме
Содержание статьи

Появление демократии в Древнем Риме

Вне зависимости от греческого воздействия, в Древнем Риме образовалась республика с ее консульской системой, народными трибунами и сенатом. Изначально право на участие в управлении республикой сосредотачивалось в руках лишь патрициев или аристократов. Но в процессе общественного развития и после жестокого противоборства и простолюдины (в Риме их именовали плебсом) добивались для себя этого же права. Как и в Афинах, право на участие было предоставлено лишь мужчинам, и данное ограничение сохранилось во всех следующих разновидностях республик и демократий вплоть до XX столетия.

Образовавшись изначально в небольшом городе, Римская республика посредством завоеваний и аннексий распространилась за его пределы, и в итоге обрела правление над всей Италией и другими государствами. Более того, республика предоставляла высокоценное гражданство Рима народам стран, которые были покорены им, и те становились не просто подданными, а гражданами Рима, в большей мере наделенными соответственными привилегиями и правами.

Рим не смог полностью провести собственные институты народовластия к соответствию с возрастающим постоянно числом своих граждан и с фактором их географического удаления от республиканского центра. Большая часть римских граждан, проживавших на широкой территории республики, не обладали возможностью присутствия на народных собраниях, потому что Рим располагался слишком далеко, и путешествие требовало больших расходов и усилий. К концу империи подавляющая численность граждан была практически лишена возможности принятия участия в народных собраниях в центре государства.

Демократические институты Древнего Рима

Для гражданина Рима доступным демократическим институтом являлись народные собрания, которые созывались для избрания магистратов и принятия законов. Так как большая численность граждан проживала за границами Рима, собрания практически постепенно преобразовались в протопредставительные учреждения. Некоторые вопросы решали куриальные собрания представителей аристократии, другие – собрания по трибам, куда включались лишь плебеи, но решения триб являлись общеобязательными. Часть вопросов разрешалась на общих собраниях плебеев и патрициев – центуриальных комициях. Богатейшие центурии имели больший вес, чем бедные. Сенат, готовивший повестку дня для народных собраний, избирался преимущественным образом из числа патрициев. После принятия собраниями решений, сенат утверждал их, строго наблюдая за соответствием традициям и законам Рима.

Готовые работы на аналогичную тему

Плебс - народные трибуны, обладавшие правом вето на любые решения, которые противоречат, по их мнению, интересам части незнатных граждан. Одних исполнительных лиц избирали центурии, иных – трибы. В сравнении с греческой демократией, римская республика являлась сложной системой сдержек и противовесов, которые защищают права и интересы разных категорий граждан.

Замечание 1

Никто в ней полностью не мог одержать верх, также как и терпеть поражение. В этой связи древнеримская республика демонстрировала высокую устойчивость.

Отличаясь от греков, римляне признавали ценность закона и необходимость в защите прав и интересов любого гражданина. То есть Рим понимал демократию как власть:

  • Процедуры;
  • Закона.

Республиканцы, как и греческие демократы, соглашались, что наилучшей политией представляется та, чьи граждане в более важных аспектах являются равными. Например, являются равными перед законом или в том, что отсутствует зависимость одного гражданина от иного, как зависимость от хозяина слуги. Республиканская доктрина придерживается того, что политическая система не может являться легитимной, если она лишает людей прав на участие в управлении.

Республиканизм народа и аристократии обладал различными основаниями. Так с точки зрения аристократических республиканцев, даже если народ должен обладать важной ролью при управлении, его необходимо ограничить, т.к. множество может вызывать скорее опасения, чем заслуживать доверия. Для республиканцев-аристократов более сложной конституционной проблемой являлось создание системы, которая сдерживает порывы множества. Назначением народа являлось не самоуправление, как в Афинах, а выборы руководителей, которые пригодны для исполнения сложнейшей функции управления целой политией. В связи с тем, что руководители обладали обязанностью управления в интересах целого сообщества, а народ естественно представляется важным составным его элементом. Должным образом готовые политики будут осуществлять действие в народных интересах, но не лишь этой составляющей, насколько важной она бы ни была. Отталкиваясь из признания правомерности интересов большинства и немногих, республиканцы-аристократы полагали, что благо общества потребует уравновешивания данных интересов.

У образующегося в XVIII столетии демократического республиканизма вызывают опасения не множество, а лишь немногие - не народ, а олигархические или аристократические круги.

Замечание 2

На деле убежденность республиканцев в возможностях благого управления зиждется на народных качествах.

Более того, благо общества не состоит в том, чтобы согласовывать народные интересы и интересы немногих - благо общества как раз и представляется народным благополучием. В силу чего задача конституции состоит в образовании системы, которая способна каким-либо образом преодолевать неизбежность тенденции доминирования немногих или же одного деспота, а также его окружения.

При всем согласии республиканцев - и демократов, и аристократов - что властная концентрация всегда является опасной и, а значит не может быть допустима, пути разрешения этой проблемы разошлись. Аристократы, или консервативные республиканцы, продолжили настаивать на смешанном управлении, согласующем интересы одного, многих и немногих, и находили отражение этих интересов в монархии, в аристократической верхней палате и в нижней палате общин. Для демократов идеи представительства разных интересов разными институтами виделась неприемлемой и все более сомнительной, что толкнуло их к прямой демократии.

Проблематика демократизма в Древнем Риме

Схоже с древнегреческой демократической практикой, республиканская традиция ставила перед сторонниками демократии множество нерешенных проблем. Средь них 4 имеют более тесную связь:

  1. Ортодоксальное понимание интересов республиканцами являлось наиболее упрощенным. Если прежде общества разделялись на страты в соответствии с интересами одного, множества и немногих, то в сложных обществах происходила наиболее существенная дифференциация, что создало проблемы для баланса интересов.
  2. Вопреки всем суждениям о балансе интересов и гражданской добродетели, на практике конфликты в ранних республиках являлись ярко выраженными, но, тем не менее, обычной, характеристикой жизни политической сферы. В связи с этим актуальной проблемой представлялся поиск оптимальной формы республики, которая способна избегать конфликтов, вызываемых неизбежным образом разнообразием общественных интересов.
  3. Ортодоксальные республиканцы полагали, что республики могут существовать только в маленьких странах. Следовательно, республиканская традиция не может подходить для разрешения основной задачи демократических республиканцев - демократизации больших наций-государств современного мира.
  4. Республиканская традиция признавала, что попытки использования демократического республиканизма в крупных обществах требуют идущих далеко преобразований, основными из которых представляются совершенствование институтов представительного управления.
Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Надежда Алексеевна Рыбкина

Эксперт по предмету «Политология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис