Истоки демократии США
Образование в 1776 году США явилось первой в истории человечества попыткой реализовать идеи демократии в масштабе целого государства, а не города-государства. Данная идея была отражена в Декларации независимости, а также Конституции США, принятой в 1789 году.
Мы отталкиваемся от той очевидной истины, что любой человек создан равным в сравнении с иными, наделенным их Творцом конкретными неотчуждаемыми правами, к численности которых относят жизнь, свободу и устремленность к счастью. С целью обеспечения данных прав людьми учреждены правительства, которые черпают собственные законные полномочия из согласия управляемых. В случае, если какая-то форма правительства начинает становиться губительной для самих таких целей, народ имеет обладает правом изменения или упразднения её, и учредив новое правительство, которое основано на таких формах и принципах организации власти, которые, как ему видится, лучшим образом обеспечивают людям счастье и безопасность.
История демократии США
В 1831 году, когда Алексис де Токвиль посетил США, глубокое впечатление на него произвели балансы между:
- Религией и личной свободой;
- Общественной и частной собственностью;
- Общественной жизнью и индивидуализмом:
- Децентрализацией и сильной властью.
Токвиль провозглашал США демократией, хоть по меркам настоящего времени это едва ли было бы возможно в отношении страны, где практикуется рабство, коренные народы загнаны в резервации, а женское население лишено избирательного права.
Модель демократии Америки формировалась под специфические историко-культурные условия, и попытки копирования её в иных государствах не имели успеха. Это связывается с тем, что федеральное правительство создавалось штатами, которые длительный период существовали в качестве колоний при высокой степени автономии. Это отражалось на американской системе, особенностями которой представляются идеологическая гибкость, которые не имеют жёсткой дисциплинированности партии и политика, которая ориентирована на местные нужды.
Идеологи политической системы Америки опасались концентрации власти государства. Поэтому, в соответствии с Конституцией США, в базисе политической системы Америки проложен принцип разделения властей, притом верховный законодательный орган, то есть Конгресс США, и высшая исполнительная должность, то есть Президент США, представляются выборными. Начиная с 1951 года, период пребывания у власти президента ограничивается двумя сроками по четыре года каждый. Суд обладает высокой степенью независимости от иных ветвей власти, хоть идеологические предпочтения суда иногда могут сказываться на принимаемых постановлениях. Значительная власть оставляется за штатами, которые обладают своими конституциями и где губернаторы, законодательные собрания, а в большинстве штатов — и верховные судьи, также избираются периодически. Местные и региональные правительства имеют сильную власть, они обладают способностью противостояния федеральному правительству; большая часть вопросов образования, правопорядка, землепользования и семейного права разрешаются штатами.
На местном уровне к выборным должностям могут быть отнесены не лишь депутаты представительных органов, мировой судья и мэр, но и шериф, прокурор, глава налоговой службы, ревизор, члены советов по образованию и пр. В целом из полумиллиона должностных лиц выборного типа в США менее 8500 относят к региональному и федеральном уровню, а остальные работают в органах местного самоуправления.
В некоторых штатах производятся референдумы, круг вопросов которых включает политику борьбы с дискриминацией, налоги, отзыв выборных лиц, права иммигрантов. Критики прямой демократии полагают, что референдумы могут вести к непоследовательной политике, понижать значимость институтов представительной демократии и уменьшать политические партии.
Характеристики демократии США
Для демократии США характерным является недоверие не лишь ко власти, но и к народу. Её особенность представляется наличие институтов, которые сдерживают власть большинства и относительно слабо зависят от него. К этим институтам, прежде всего, относят Сенат США и Верховный суд США. Яркую общественную роль исполняют неправительственные организации, частный бизнес, а особенно - разнообразные и свободные СМИ.
Изначально суверенитет народа вызывал столь сильные опасения, что отдельные американские идеологи имели намерения ограничить избирательные права имущественным цензом, некоторые штаты именно так и поступали. По объяснению Франклина, лица, не владеющие земельными участками, образуют мигрирующее население, мало влияющее благосостоянием штата, а потому недостойны иметь привилегию голосования на выборах.
Джон Адамс считал, что, если власть будет контролироваться большинством населения, они сначала отменят долги, позже введут высочайшие налоги на богатых и в итоге разделят на равные части всё остальное. Избирательное право начало распространяться на всех белых мужчин к завершению 1850-х, а на все взрослое гражданское население США ещё после ста лет. Важно заметить, что избирательные списки формируются посредством регистрации граждан на добровольной основе, в связи с этим в большей части штатов для участия в голосованиях гражданам нужно зарегистрироваться. Кроме этого, отдельные регионе не обладают собственными представителями в Конгрессе до сих пор:
- Гуам;
- Вашингтон;
- Пуэрто-Рико.
Выборы исторически являлись прямыми, производились по мажоритарной системе посредством открытого голосования, исключая выборы Президента США, которые являлись непрямыми. В настоящий момент стандарт представляется тайным голосованием и по-прежнему преобладает применение мажоритарной системы. Невзирая на непрямой характер президентских выборов, за весь исторический период были только единичные случаи, когда отдельные делегаты Коллегии выборщиков, а именно недобросовестные выборщики, производили голосование против воли избирателей либо от голосования совсем воздерживались. Президентские выборы сопровождались более высокой избирательской явкой, потому как от их результата находится в зависимости производимая внешняя и внутренняя политика.