Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Значение лепки из глины в развитии детей

Определение 1

Лепка – это вид деятельности, связанный с формосложением мягких материалов (глины, пластилина, гипса, воска) – их прибавлением друг к другу для создания новых объектов из.

Лепка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Лепка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Лепка имеет большое развивающее значение и применяется в качестве метода реализации образовательного процесса на дошкольном этапе.

Лепка выступает видом продуктивной, творческой деятельности дошкольников и применятся в их обучении и развитии в разных формах и видах.

Виды детской лепки

Существует большое количество различных вариантов лепки. Они отличаются по содержанию и тематическому назначению деятельности, по способам создания различных объектов из мягких материалов и формам организации занятий лепкой.

В зависимости от содержания и тематического назначения деятельности выделяют следующие виды лепки:

  1. Сюжетная лепка. Она предполагает создание не отдельных объектов, а их совокупности, т. е. объектов, объединенных общим сюжетом,
  2. Предметная лепка предполагает создание отдельных объектов, отражающих предметы окружающего мира и их характерные признаки. Дети лепят предметы быта, игрушки и др., наделяя их теми признаками, которыми они обладают. Здесь, важное значение имеет именно передача ребенком свойств предметов.
  3. Декоративная лепка. Она связана с созданием объектов, наделенных декоративными признаками и ориентированных на применение в качестве объектов декора т. е. для украшения чего-либо.
  4. Комплексная лепка. Она предполагает сочетание трех выше рассмотренных видов лепки в разных комбинациях для решения конкретных художественных задач. Дети могут лепить сюжетную картину, имеющую декоративное назначение или лепить предметы и наделять их декоративными свойствами и т.д.
«Значение лепки из глины в развитии детей» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Исходя из способов создания объектов в ходе лепки, выделяют такие ее разновидности:

  1. Лепка по памяти. Она связана с созданием объектов без наличия демонстрационного предмета. Предмет показывают ребенку, и он пытается воспроизвести его, наделив присущими ему признаками.
  2. Лепка по схеме. Детям дается схема создания конкретного объекта и следуя ей осуществляется лепка.
  3. Лепка по замыслу. Детям дается определенный замысел или он может быть создан ими самостоятельно, в соответствии с которым и будет реализована лепка тех или иных объектов.
  4. Лепка по словесному описанию. Детям дается описание объекта/ов, с основными характеристиками и ребенок воплощает их через лепку из того или иного материала.
  5. Лепка с натуры. Предполагает вылепливание копии объекта реального, т.е. перед детьми ставится конкретный предмет, объект, который необходимо слепить.

В зависимости от организационных форм занятий лепкой, выделяют такие ее виды:

  • Индивидуальная лепка.
  • Коллективная лепка.
  • Комплексная. Она еще именуется интегрированной, поскольку, предполагает объединение нескольких видов художественной деятельности, а иногда и объединение художественной и познавательной работы детей.

Польза лепки для общего развития детской личности

Лепка обладает большим развивающим и воспитательным потенциалом. Она формирует у ребенка ряд познавательных навыков, вырабатывает потребность к художественному творчеству. Что касается общего личностного развития, то благодаря лепке:

  • Развивается воображение ребенка;
  • Развивается пространственное мышление и повышаются навыки пространственной ориентации;
  • Развивается внимание и навыки его сосредоточения;
  • Развиваются моторные функции организма;
  • Формируются навыки выполнения действий руками;
  • Развивается и совершенствуется сенсорная чувствительность т.е. происходит развитие навыков восприятия форм, цветов, размеров объектов и оно приобретает более тонкий, более чувственный характер;
  • Синхронизируется работа рук т.е. формируются навыки выполнения синхронных движений руками;
  • Формируется эстетический вкус и эстетическое восприятие окружающего мира;
  • Формируется эмоциональный интеллект ребенка.

Лепка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Лепка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Все это отражает актуальность использования лепки в дошкольном образовательном процессе. В домашних условиях родителям, также, необходимо уделять внимание занятиям лепкой. Совместное творчество с близким взрослым с стимулирует развитие творческого потенциала детской личности, активизирует ее познавательные процессы.

Роль лепки в интеллектуальном развитии ребенка

Лепка хороша не только для творческого развития ребенка, но и для стимуляции работы его познавательных процессов.

Лепка оказывает положительное воздействие на интеллектуальное развитие ребенка. Оно проявляется в следующем:

  • Посредством выполнения движений пальцами рук, осуществляемыми в ходе лепки, происходит активизация работы моторных функций организма, которые стимулируют речевую деятельность, воздействуют на мыслительные процессы и способствуют становлению логического мышления.
  • В ходе лепки развивается концентрация внимания на процессе своей деятельности. ребенок сосредотачивается, что формирует у него навыки усидчивости и терпения в реализации различных видов деятельности, как в обучении, так и вне его.
  • В ходе лепки происходит раскатывание мягких материалов, создание из них определенных форм. В этом процессе работают оба мозговых полушария, что стимулирует развитие межполушарных связей. Это активизирует работу внимания и самоконтроля. Дети учатся координировать свою деятельность, управлять ею.
  • Лепка снимает напряжение у детей, которое появляется на учебных занятиях. Они расслабляются и дают свободу работе познавательной сферы, активизируют восприятие и память.
  • На занятиях лепкой развивается чувственная сфера детей, что положительно сказывается на их эмоциональном состоянии и выработке положительного эмоционального отношения к обучению, к творчеству и иным видам деятельности при их сочетании с занятиями лепкой.
Дата последнего обновления статьи: 20.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot