Лепка – это вид деятельности, связанный с формосложением мягких материалов (глины, пластилина, гипса, воска) – их прибавлением друг к другу для создания новых объектов из.
Рисунок 1. Лепка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Лепка имеет большое развивающее значение и применяется в качестве метода реализации образовательного процесса на дошкольном этапе.
Лепка выступает видом продуктивной, творческой деятельности дошкольников и применятся в их обучении и развитии в разных формах и видах.
Виды детской лепки
Существует большое количество различных вариантов лепки. Они отличаются по содержанию и тематическому назначению деятельности, по способам создания различных объектов из мягких материалов и формам организации занятий лепкой.
В зависимости от содержания и тематического назначения деятельности выделяют следующие виды лепки:
- Сюжетная лепка. Она предполагает создание не отдельных объектов, а их совокупности, т. е. объектов, объединенных общим сюжетом,
- Предметная лепка предполагает создание отдельных объектов, отражающих предметы окружающего мира и их характерные признаки. Дети лепят предметы быта, игрушки и др., наделяя их теми признаками, которыми они обладают. Здесь, важное значение имеет именно передача ребенком свойств предметов.
- Декоративная лепка. Она связана с созданием объектов, наделенных декоративными признаками и ориентированных на применение в качестве объектов декора т. е. для украшения чего-либо.
- Комплексная лепка. Она предполагает сочетание трех выше рассмотренных видов лепки в разных комбинациях для решения конкретных художественных задач. Дети могут лепить сюжетную картину, имеющую декоративное назначение или лепить предметы и наделять их декоративными свойствами и т.д.
Исходя из способов создания объектов в ходе лепки, выделяют такие ее разновидности:
- Лепка по памяти. Она связана с созданием объектов без наличия демонстрационного предмета. Предмет показывают ребенку, и он пытается воспроизвести его, наделив присущими ему признаками.
- Лепка по схеме. Детям дается схема создания конкретного объекта и следуя ей осуществляется лепка.
- Лепка по замыслу. Детям дается определенный замысел или он может быть создан ими самостоятельно, в соответствии с которым и будет реализована лепка тех или иных объектов.
- Лепка по словесному описанию. Детям дается описание объекта/ов, с основными характеристиками и ребенок воплощает их через лепку из того или иного материала.
- Лепка с натуры. Предполагает вылепливание копии объекта реального, т.е. перед детьми ставится конкретный предмет, объект, который необходимо слепить.
В зависимости от организационных форм занятий лепкой, выделяют такие ее виды:
- Индивидуальная лепка.
- Коллективная лепка.
- Комплексная. Она еще именуется интегрированной, поскольку, предполагает объединение нескольких видов художественной деятельности, а иногда и объединение художественной и познавательной работы детей.
Польза лепки для общего развития детской личности
Лепка обладает большим развивающим и воспитательным потенциалом. Она формирует у ребенка ряд познавательных навыков, вырабатывает потребность к художественному творчеству. Что касается общего личностного развития, то благодаря лепке:
- Развивается воображение ребенка;
- Развивается пространственное мышление и повышаются навыки пространственной ориентации;
- Развивается внимание и навыки его сосредоточения;
- Развиваются моторные функции организма;
- Формируются навыки выполнения действий руками;
- Развивается и совершенствуется сенсорная чувствительность т.е. происходит развитие навыков восприятия форм, цветов, размеров объектов и оно приобретает более тонкий, более чувственный характер;
- Синхронизируется работа рук т.е. формируются навыки выполнения синхронных движений руками;
- Формируется эстетический вкус и эстетическое восприятие окружающего мира;
- Формируется эмоциональный интеллект ребенка.
Рисунок 2. Лепка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Все это отражает актуальность использования лепки в дошкольном образовательном процессе. В домашних условиях родителям, также, необходимо уделять внимание занятиям лепкой. Совместное творчество с близким взрослым с стимулирует развитие творческого потенциала детской личности, активизирует ее познавательные процессы.
Роль лепки в интеллектуальном развитии ребенка
Лепка хороша не только для творческого развития ребенка, но и для стимуляции работы его познавательных процессов.
Лепка оказывает положительное воздействие на интеллектуальное развитие ребенка. Оно проявляется в следующем:
- Посредством выполнения движений пальцами рук, осуществляемыми в ходе лепки, происходит активизация работы моторных функций организма, которые стимулируют речевую деятельность, воздействуют на мыслительные процессы и способствуют становлению логического мышления.
- В ходе лепки развивается концентрация внимания на процессе своей деятельности. ребенок сосредотачивается, что формирует у него навыки усидчивости и терпения в реализации различных видов деятельности, как в обучении, так и вне его.
- В ходе лепки происходит раскатывание мягких материалов, создание из них определенных форм. В этом процессе работают оба мозговых полушария, что стимулирует развитие межполушарных связей. Это активизирует работу внимания и самоконтроля. Дети учатся координировать свою деятельность, управлять ею.
- Лепка снимает напряжение у детей, которое появляется на учебных занятиях. Они расслабляются и дают свободу работе познавательной сферы, активизируют восприятие и память.
- На занятиях лепкой развивается чувственная сфера детей, что положительно сказывается на их эмоциональном состоянии и выработке положительного эмоционального отношения к обучению, к творчеству и иным видам деятельности при их сочетании с занятиями лепкой.