Воспитательный процесс в школе – это целенаправленные организационно-педагогические мероприятия, главной целью которых является передача знаний о нормах поведения в обществе, формирование эстетических и нравственных качеств учащихся.
Сущность воспитательного процесса в школе
Цель воспитательного процесса в школе – это выявление и последующее развитие духовных качеств личности каждого учащегося, формирование свободного и высоконравственного члена общества.
Задачами воспитательного процесса в школе являются:
- Усиление и поддержка функции воспитания, направленной на формирование у учащихся патриотических качеств и компетенций.
- Создание условий для сотрудничества между школой и родителями учащихся по вопросам воспитания.
- Поддержка и укреплений традиций школы, направленных на создание крепкого и дружного школьного коллектива.
- Формирование и развитие у учащихся таких важных качеств личности как самостоятельность, ответственность, инициативность и т.п.
Эффективность воспитательного процесса в школе во многом зависит от того насколько хорошо педагог знает психологические особенность детей, специфику их проявлений и направлений в зависимости от воздействия внутренних и внешних факторов. Данные знания определяют выбор оптимальных методов и средств воспитания, способствующих достижению главной цели и решения основных задач воспитания.
Планирование воспитательного процесса в школе
Воспитательный процесс в школе осуществляется в виде воспитательной работы, проводимой в рамках образовательного процесса. Помимо этого, большее значение имеет внеурочная и внешкольная работа, организованная педагогом.
На сегодняшний день существует установленный порядок планирования и осуществление воспитательного процесса. Данный порядок может быть изменен или адаптирован, исходя из условий школы или особенностей образовательного процесса.
Порядок планирования воспитательного процесса в школе:
- Осуществление анализа воспитательных результатов, которые были достигнуты ранее, в рамках предыдущего плана воспитательной работы. Анализ проводится по итогам учебного года (в мае), в форме педагогического совета, «круглого стола» и т.д.
- Определение приоритетов и перспектив воспитательной работы на следующий учебный год. Также осуществляется в конце учебного года и посредством педагогического совета, «круглого стола» и т.п.
- Формулирование целей и задач воспитательной работы на следующий учебный год (август, начало сентября).
- Коллективное педагогическое планирование воспитательной работы в детских коллективах (классах, кружковых группах и т.д.) на учебный год.
- Составление индивидуальных планов воспитательной работы классными руководителями, заместителем директора по воспитательной работе и т.д. (конец сентября).
Коллективное и индивидуальное педагогическое планирование воспитательной работы, осуществляемое педагогами по четвертям, с учетом следующих принципов:
- добровольное участие каждого учащегося в воспитательном процессе, с учетом его потребностей, способностей и интересов;
- систематичность и последовательность в организации воспитательной работы;
- личностно-ориентированный подход, со стороны педагога, в процессе формирования личности учащегося;
- создание необходимых и эффективных условий для развития и проявления творческих способностей, мыслей, взглядов и т.д. каждым учащимся;
- сочетание всех форм воспитательной работы с детьми (индивидуальная, групповая, массовая);
- использование в воспитательном процессе разнообразных средств работы с детьми: игра, беседа, экскурсия и т.д.
- опора на духовные и нравственные ценности, во время воспитательной работы с учащимися;
- периодическая диагностика личности каждого учащегося и всего коллектива в целом.
Система управления воспитательным процессом в школе
Регулирование (управление) воспитательным процессом в школе осуществляется за счет следующих формирований, образующих единую систему:
- Ученический комитет класса. Принимает активное участие в общешкольных делах, занимается координацией классных дел и рассматривает внутриклассные конфликты. Состав: учащиеся, родители и классный руководитель.
- Совет учащихся (совет среднего звена, совет старшеклассников). Информирует учащихся об изменениях и поправках в деятельности школы, в частности в Уставе школы, планировании общешкольных мероприятий. Так же способствует реализации планов воспитательной работы и вносит предложения по разработке планирования процесса воспитания. Состав: ученики средних и старших классов.
- Педагогический совет. Занимается разработкой и внедрением планов воспитательной работы с учащимися. Решает текущие школьные проблемы совместно с административным советом школы. Состав: педагоги, методист, завуч.
- Административный совет. Разрабатывает основные направления содержания образования в рамках стандартов и организует их реализацию, принимает по ним тактические решения. Состав: учащиеся, педагоги.
- Родительский комитет класса. Оказывает помощь классному руководителю в работе с классом, представляет интересы класса, выдвигает инициативные решения от лица класса на общешкольный уровень. Состав: родители учащихся.
- Совет школы. Выносит на обсуждение установление норм и правил школьной жизни. При необходимости представляет интересы школы за ее пределами. Принимает участие в разработке стратегии развития школы, воспитательных планов. Осуществляет контроль за реализацией воспитательной работы с учащимися, согласно составленным и утвержденным планам. Контролирует соблюдение стратегии развития школы. Состав: учащиеся, родители учащихся, педагоги.
- Правозащитный орган рассматривает нарушения школьных норм и правил по заявлениям «граждан школы»; интерпретирует школьные законы; проводит консультационную и разъяснительную работу по правам и обязанностям членов педагогического сообщества; дает заключение о соответствии решений совета школы школьному уставу. Состав: учащиеся, педагоги.