Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Воспитательный процесс в школе: планирование и регулирование

Определение 1

Воспитательный процесс в школе – это целенаправленные организационно-педагогические мероприятия, главной целью которых является передача знаний о нормах поведения в обществе, формирование эстетических и нравственных качеств учащихся.

Сущность воспитательного процесса в школе

Замечание 1

Цель воспитательного процесса в школе – это выявление и последующее развитие духовных качеств личности каждого учащегося, формирование свободного и высоконравственного члена общества.

Задачами воспитательного процесса в школе являются:

  1. Усиление и поддержка функции воспитания, направленной на формирование у учащихся патриотических качеств и компетенций.
  2. Создание условий для сотрудничества между школой и родителями учащихся по вопросам воспитания.
  3. Поддержка и укреплений традиций школы, направленных на создание крепкого и дружного школьного коллектива.
  4. Формирование и развитие у учащихся таких важных качеств личности как самостоятельность, ответственность, инициативность и т.п.

Эффективность воспитательного процесса в школе во многом зависит от того насколько хорошо педагог знает психологические особенность детей, специфику их проявлений и направлений в зависимости от воздействия внутренних и внешних факторов. Данные знания определяют выбор оптимальных методов и средств воспитания, способствующих достижению главной цели и решения основных задач воспитания.

Планирование воспитательного процесса в школе

Воспитательный процесс в школе осуществляется в виде воспитательной работы, проводимой в рамках образовательного процесса. Помимо этого, большее значение имеет внеурочная и внешкольная работа, организованная педагогом.

На сегодняшний день существует установленный порядок планирования и осуществление воспитательного процесса. Данный порядок может быть изменен или адаптирован, исходя из условий школы или особенностей образовательного процесса.

Порядок планирования воспитательного процесса в школе:

  1. Осуществление анализа воспитательных результатов, которые были достигнуты ранее, в рамках предыдущего плана воспитательной работы. Анализ проводится по итогам учебного года (в мае), в форме педагогического совета, «круглого стола» и т.д.
  2. Определение приоритетов и перспектив воспитательной работы на следующий учебный год. Также осуществляется в конце учебного года и посредством педагогического совета, «круглого стола» и т.п.
  3. Формулирование целей и задач воспитательной работы на следующий учебный год (август, начало сентября).
  4. Коллективное педагогическое планирование воспитательной работы в детских коллективах (классах, кружковых группах и т.д.) на учебный год.
  5. Составление индивидуальных планов воспитательной работы классными руководителями, заместителем директора по воспитательной работе и т.д. (конец сентября).
  6. Коллективное и индивидуальное педагогическое планирование воспитательной работы, осуществляемое педагогами по четвертям, с учетом следующих принципов:

    • добровольное участие каждого учащегося в воспитательном процессе, с учетом его потребностей, способностей и интересов;
    • систематичность и последовательность в организации воспитательной работы;
    • личностно-ориентированный подход, со стороны педагога, в процессе формирования личности учащегося;
    • создание необходимых и эффективных условий для развития и проявления творческих способностей, мыслей, взглядов и т.д. каждым учащимся;
    • сочетание всех форм воспитательной работы с детьми (индивидуальная, групповая, массовая);
    • использование в воспитательном процессе разнообразных средств работы с детьми: игра, беседа, экскурсия и т.д.
    • опора на духовные и нравственные ценности, во время воспитательной работы с учащимися;
    • периодическая диагностика личности каждого учащегося и всего коллектива в целом.
«Воспитательный процесс в школе: планирование и регулирование» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Система управления воспитательным процессом в школе

Регулирование (управление) воспитательным процессом в школе осуществляется за счет следующих формирований, образующих единую систему:

  1. Ученический комитет класса. Принимает активное участие в общешкольных делах, занимается координацией классных дел и рассматривает внутриклассные конфликты. Состав: учащиеся, родители и классный руководитель.
  2. Совет учащихся (совет среднего звена, совет старшеклассников). Информирует учащихся об изменениях и поправках в деятельности школы, в частности в Уставе школы, планировании общешкольных мероприятий. Так же способствует реализации планов воспитательной работы и вносит предложения по разработке планирования процесса воспитания. Состав: ученики средних и старших классов.
  3. Педагогический совет. Занимается разработкой и внедрением планов воспитательной работы с учащимися. Решает текущие школьные проблемы совместно с административным советом школы. Состав: педагоги, методист, завуч.
  4. Административный совет. Разрабатывает основные направления содержания образования в рамках стандартов и организует их реализацию, принимает по ним тактические решения. Состав: учащиеся, педагоги.
  5. Родительский комитет класса. Оказывает помощь классному руководителю в работе с классом, представляет интересы класса, выдвигает инициативные решения от лица класса на общешкольный уровень. Состав: родители учащихся.
  6. Совет школы. Выносит на обсуждение установление норм и правил школьной жизни. При необходимости представляет интересы школы за ее пределами. Принимает участие в разработке стратегии развития школы, воспитательных планов. Осуществляет контроль за реализацией воспитательной работы с учащимися, согласно составленным и утвержденным планам. Контролирует соблюдение стратегии развития школы. Состав: учащиеся, родители учащихся, педагоги.
  7. Правозащитный орган рассматривает нарушения школьных норм и правил по заявлениям «граждан школы»; интерпретирует школьные законы; проводит консультационную и разъяснительную работу по правам и обязанностям членов педагогического сообщества; дает заключение о соответствии решений совета школы школьному уставу. Состав: учащиеся, педагоги.
Дата последнего обновления статьи: 17.12.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot