Роль семьи в воспитании личности ребенка младшего школьного возраста
Воспитание – это целенаправленный процесс по усвоению подрастающим поколением норм и правил поведения в обществе, а также накопленного людьми жизненного опыта.
Каждый человек с момент своего рождения попадает в общество, которое оказывает значительное влияние на его развитие. Основным же фактором, оказывающим значительное влияние на развитие каждого человека, является его семья. Микроклимат семьи влияет на становление характера ребенка, его предпочтения в разных областях. В связи с чем, все большое внимание ученых и исследователей из области педагогики и психологии отводится семье и тому окружению, которое она создает вокруг ребенка.
Семейная среда может оказывать как благоприятное воздействие на ребенка, так и психотравмирующее, в результате которого ребенок приобретает ряд отрицательных личностных качеств.
Значимость семьи в формировании и развитии личности ребенка очень велика, вне зависимости от его возраста. Для ребенка младшего школьного возраста семья выступает не только в качестве опоры и поддержки, но и в качестве примера отношения к учебе, получению знаний, развитию собственных личностных качеств и т.д. Именно поэтому очень важно на данном этапе дать ребенку необходимый положительный пример, который послужит толчком для его дальнейшего успешного развития.
От того какие методы и средства использовались в семье, какой пример подали родители ребенку, зависит формирование личностных качеств, становление его как человека.
Первые жизненные уроки ребенок младшего школьного возраста получает именно в семье, где под влиянием окружающих его родственников происходит формирование его будущего характера.
Таким образом, важность семьи, как основного института воспитания обусловлена тем, что именно в семье ребенок находится большую часть жизни, а также тем, что родители являются непререкаемым авторитетом для своих детей. К моменту поступления в школу, ребенок уже практически наполовину сформирован как личность. И от семьи зависит, что заложено в основу данной личности.
Значимость воспитания ребенка младшего школьного возраста в семье настолько велика, что ее невозможно заменить какими-либо другими институтами. В семье формируется базовая структура личности и система ценностей ребенка, его отношение к окружающему миру, себе, сверстникам и т. д. Именно в семье формируется модель поведения, которой человек будет придерживаться всю свою жизнь.
К младшему школьному возрасту, под воспитательным воздействием семьи у каждого ребенка формируются базовые смысловые понятия, такие как:
- Сформированное отношение к себе, собственному «Я» и своему положению в обществе.
- Сформированный стиль взаимодействия с окружающими людьми, в зависимости от их социального статуса и положения.
- Сформированное представление о собственной гендерной принадлежности.
- Сформированные нравственные и моральные ценности, усвоенные общепризнанные правила и нормы поведения в обществе.
- Наличие конкретных и четких жизненных циклов.
- Наличие определенных и обоснованных стремлений и жизненных идеалов.
- Сформированное чувство связи поколений, ощущение себя как части народа (этноса).
Условия формирования личности младшего школьника в семье
Для того, чтобы воспитание в семье было продуктивным и принесло ожидаемые результаты, необходимо соблюдать ряд условий.
Условия организации воспитательного процесса в семье, направленного на всестороннее и гармоничное формирование и развитие личности ребенка младшего школьного возраста:
Авторитет родителей – это влияние отца или матери на ребенка, основанное на любви и уважении. Ребенок в процессе общения с родителями перенимает их жизненный опыт и мудрость. В том случае, если родители не являются ребенка авторитетом, то передача не состоится, равно, как и не будет должного положительного воспитательного воздействия на ребенка. Поэтому очень важно с самого рождения ребенка нарабатывать и поддерживать родительский авторитет. Только в этом случае можно будет воспитатель ребенка и сформировать у него положительные личностные качества.
Установление взаимоотношения «школа – семья – ребенок». Соблюдение данного условия особенно актуально в настоящее время. Это связано с тем, что зачастую современные родители снимают с себя ответственность по воспитанию детей, с их момента поступления в школу. Многие считают, что именно школа должна заниматься воспитанием их детей. Однако это нет. С поступлением в школу, роль семьи в воспитании ребенка не только не ослабевает, но и напротив, должна усиливаться. Никто кроме близких людей не имеет необходимого влияния на ребенка, на формирование и развитие его личности.
Адекватное восприятие ребенка и его успехов в школе. Зачастую родители требуют от своих детей невозможного. Это негативно сказывается не только на процессе обучения, но и в целом на личности ребенка. Важно уметь видеть в ребенке личность с ее достоинствами и недостатками, научиться принимать своего ребенка таким какой он есть. Только в этом случае можно воспитатель действительно самодостаточную личность.
Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на формирование личности младшего школьника необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:
- Каждый член семьи должен принимать активное участие в воспитании и жизни ребенка.
- Родителям необходимо уметь находить время на общение со своими детьми.
- Быть в курсе всех событий в жизни своего ребенка, знать и принимать его интересы и потребности.
- Принимать активное участие в решение трудностей и проблем ребенка, какими бы незначительными они не казались родителям.
- Не оказывать на младшего школьника никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения.
- Уважать право выбора ребенка, его точку зрения и мнение.
- Относится к ребенку как к равному члену семьи.
Таким образом, семья в жизни ребенка младшего школьного возраста является тем социальным институтом, той ячейкой общества, в которой происходит формирование вступившего в жизнь человека. Каким будет ребенок, благополучным или нет, зависит от родителей