Физическое воспитание в дошкольном возрасте
Физическое воспитание – это педагогический процесс, направленный на совершенствование форм и функций человеческого организма, формирование двигательных навыков, умений и знаний, которые с ними связаны, а также воспитание физических качеств.
В дошкольном детстве интенсивно идет развитие всех органов, в том числе коры головного мозга и высшей нервной деятельности. Этому сопутствует процесс развития детской психики. Идет постепенное формирование эмоций, ощущений, восприятия, памяти, внимания, мышления, речи.
Для здорового состояния организма, а также нормального роста и развития, важнейшую роль играет обмен веществ. Регуляция обменных процессов у детей на протяжении многих лет отличается от тех, которые наблюдаются у взрослых людей. В функциональном отношении нервной системе характерна неустойчивость. Резкими изменениями возбудимости нервных клеток обусловлены существенные колебания интенсивности обмена веществ и его большой зависимостью от влияния разнообразных факторов внешней среды. Поэтому должны быть созданы оптимальные условия для детей для их полноценного физического и психического развития.
Дошкольный возраст – важный период в физическом развитии и формировании человеческой личности. Он отличается интенсивным ростом и развитием организма ребенка, а также его незрелостью и низкой сопротивляемостью неблагоприятным влияниям внешней среды.
Потому в данном периоде важно эффективно стимулировать физическое развитие, повышая тем самым жизнеспособность и сопротивляемость организма внешним воздействиям.
Дошкольная жизнь и развитие детей зависят от двигательной активности, представляющей источник не только познания окружающего мира, но и психического и физического развития. При несвоевременном и низкоэффективном использовании средств физической культуры в период дошкольного детства, нарушается нормальное развитие детей, что негативно сказывается на их умственном развитии, снижая уровень подготовленности к школе.
Дошкольный возраст - время огромных возможностей для осуществления положительных воздействий на развитие детей посредством физического воспитания. Именно в этом возрасте есть ряд благоприятных условий для всестороннего, гармонического физического развития, образования и воспитания.
Особенности развития физических качеств в дошкольном возрасте
Полноценное физическое развитие детей-дошкольников – это, в первую очередь, своевременное формирование двигательных умений и навыков, а также базирующихся на них физических качеств, воспитание интереса к разнообразным, доступным детям видам движений.
Физическим качествами, подлежащими развитию в дошкольном возрасте, являются сила, быстрота, выносливость, ловкость, меткость и гибкость. Их развитие – долговременный, но естественный процесс качественного изменения через физические упражнения.
В дошкольном возрасте эти качества развиваются ступенчато. Детям нельзя и даже опасно сразу давать большую нагрузку. В этом возрасте кости прочнее, чем у младенцев, но не такие крепкие, как у взрослых, поэтому травмы возникаю чаще. Большими нагрузками может быть поврежден опорно-двигательный аппарат и замедлено развитие сердечно-сосудистой системы.
Педагогами ДОУ используется системный подход к спортивному развитию детей. Применяют упражнения, активные игры, свободную двигательную активность.
Быстрота.
В первую очередь это бег. Могут быть проведены:
- веселая эстафета;
- челночный бег;
- бег с препятствиями.
С каждым разом у детей крепнет мускулатура ног, а значит, они могут бежать все быстрее и дальше. Это тренирует не только скорость, но и выносливость, которая является важным физическим качеством, полезным в любой ситуации. Возрастает и скорость человеческой реакции – мышцы готовы действовать тогда, когда это требуется.
Тренер, который проводит занятие, должен внимательно следить за состоянием каждого ребенка. Если ребенок даже после небольшой нагрузки задыхается и не в состоянии продолжать занятие, сильно вспотел – его необходимо срочно отвести к врачу.
Гибкость.
Гимнастика и растяжка помогают в развитии хорошей гибкости тела. В эту группу относят упражнения на ковриках и матах:
- стойка на плечах («березка»);
- растяжка основами танца и балета;
- шпагат.
Гибкость также связана с координацией и выносливостью. Безусловно, любая растяжка или гимнастическое упражнение должно контролироваться тренером. Дети, начав заниматься гимнастикой в раннем возрасте, могут достичь прекрасных результатов, если готовы переносить огромные ограничения в режиме и питании.
Выносливость.
Занятия физическими упражнения показаны и полезны как для мальчиков, так и для девочек. Большую нагрузку дают, конечно, девочкам. В 3-6 лет эта разница минимальна. Мальчиков подготавливают к мужским видам спорта. Выносливость тренируют через систематические нагрузки и упражнения. Например, вис на прямых и согнутых руках. В этом возрасте нормой считается 10-20 секунд.
Для повышения выносливости следует увеличивать нагрузки постепенно, так как детский организм должен к ним адаптироваться.
Ловкость.
Детям дошкольного возраста легко дается развитие ловкости. Оно представлено двигательными упражнениями, сопряженными с преодолением различных препятствий. Например, необходимо пробежать, затем пролезть через обруч и продолжать бежать. Сюда же включают разные виды прыжков, лазанье по канату. Задействуют работу глубинных мышц тела. Развитие ловкости идет параллельно с развитием гибкости.
Координация движений.
Упражнения на развитие координации движений способствуют развитию чувства баланса. Без координации невозможно интенсивное развитие физических качеств. Координация требуется в любом виде спорта. Для этого используют:
- упражнения на брусьях;
- упражнение «ласточка»;
- стойки на одной ноге по очереди.
Принято считать, что координацию можно развить. Есть дети, которых называют неуклюжими. Вся проблема в том, что у них плохо развиты мышцы пресса и спины. Если мышечный каркас достаточно прочный, то и координировать собственные движения значительно легче, так как задействуются даже глубинные мышцы.
Развивать координацию помогают танцы, плавание, катание на велосипеде, роликах, коньках и пр.
Вся двигательная активность детей дошкольного возраста связана с двигательными качествами. Чем более богатым будет арсенал движений, тем с большей легкостью дети будут добиваться успехов в двигательной деятельности.