Трудовое воспитание – это процесс привития трудовых навыков, уважительного отношения к трудовой деятельности, формирования трудолюбия.
Трудовое воспитание имеет важное значение в воспитательном процессе. Оно способствует личностному развитию индивида, активизирует работу мышления, способствует формированию творческого мышления.
В ходе трудового воспитания дети усваивают знания о труде и различных профессиях, повышают свою трудовую компетентность, учатся самообслуживанию, выполнению совместных коллективных трудовых поручений.
Трудовое воспитание рассматривается в трудах многих ученых. Концептуальные основы трудового воспитания и развития подрастающего поколения были заложены разными педагогами на протяжении всего исторического периода развития образования и педагогической науки.
Идеи трудового воспитания зарубежных ученых эпохи Просвещения
Выдающимся ученым-педагогом эпохи Просвещения был Ж. Ж. Руссо. В педагогической теории Руссо, труд занимал особое место. В то время, его идеи и теории носили новаторский характер.
Труд, а именно ручной труд, и те трудовые операции, которые непосредственно используются в жизнедеятельности ребенка, выступает приоритетным средством воспитания. Руссо считал, что воспитание ребенка должно быть реализовано в среде, которая близка природе и ручному труду. Именно такое воспитание будет продуктивным.
Теория Ж. Руссо о трудовом воспитании основывается на идеи о значимости труда в жизнедеятельности любого человека и приоритетном положении труда в развитии подрастающего поколения. Руссо считал, что посредством труда можно достичь любых высот и свершений, что только труд способен привести к свободе, развить личностный потенциал ребенка, активизировать его творческое начало.
Идеи Руссо о трудовом воспитании и развитии были продолжены Г. Песталоцци. Он был сторонником развития народного образования, а потому, считал, что в его основе должна лежать организация посильной трудовой деятельности. Труд – выступает приоритетным средством воспитания, по мнению Песталоцци. Он необходим, как для физического, так и для духовного развития детей, формирования у них нравственных ориентиров деятельности.
Посредством выполнения трудовых операций, которые посильны ребенку, в силу его возрастных и индивидуальных особенностей развития, происходит:
- Формирование убеждения в том, что труд является основой существования.
- Развивается представление ребенка о значимости труда в социальной жизнедеятельности и собственной жизни.
- Формирование навыков соответствия слов делам.
- Формированию системы взаимодействия между детьми.
- Развитию коммуникативных навыков.
- Развитию интеллекта и нравственных сил, системы нравственных установок ребенка.
Трудовое развитие ребенка, по мнению Песталоцци, должно сводиться к формированию у него нравственности, моральных ориентиров деятельности и трудовых навыков в различных видах профессиональной деятельности.
Трудовое воспитание в зарубежных странах было ориентировано на выбор определенной профессии ребенком т.е. его отдавали в школу, конкретной трудовой направленности, в которой давались определенные знания и трудовые навыки.
Идеи ученых эпохи Просвещения на развитие трудовой школы и трудового воспитания оказали сильное влияние на воспитательные концепции России и развитии ее педагогической мысли.
К. Д. Ушинский о трудовом воспитании
Теория трудового воспитания активно развивалась в трудах К.Д. Ушинского. Он рассматривал психическое значение труда и его воздействие на развитие подрастающего поколения.
Ушинский утверждал, что счастье ребенка, его полноценное развитие определяются, прежде всего, трудовой деятельностью. Труд – основа нравственного и творческого развития ребенка.
Трудовое воспитание К. Д. Ушинского можно определить следующими положениями:
- Смена интеллектуального труда физическим как основа эффективного воспитательного процесса.
- Включение физических видов труда в досуговую деятельность ребенка.
- Игровая деятельность, как способ развития элементарных бытовых навыков и способов самообслуживания.
- Целевое назначение трудового воспитания – развитие активной жизненной позиции ребенка и раскрытие его творческого потенциала.
- Связь трудового воспитания с природой. Необходимо приобщать ребенка к выполнению трудовых операций в природной среде: уход за растениями и животными, бережное отношение к природе и ее обитателям.
- Выполнение простейших трудовых операций способствует созданию высоконравственного гражданина, патриота.
Взгляды Я. А. Коменского на трудовое воспитание
Все педагогические труды Я.А. Коменского были пронизаны идеей трудового воспитания. Его взгляд на труд и формирование трудовой школы выражаются следующими положениями6
- Подготовка детей и молодежи к дальнейшей трудовой деятельности, как основа организации учебно-воспитательного процесса.
- Формирование трудолюбия, выносливости, добродетельности в процессе воспитания.
- Необходимость развития физических трудовых качеств и способностей.
- Трудовые навыки должны формироваться от простого к сложному.
- Важным условием эффективности развития трудовых навыков являются наглядные методы, демонстрация выполнения трудовых операций педагогом.
- Практические занятия лежат в основе трудового воспитания. Только на практике можно постичь особенности трудовой деятельности и навыки выполнения различных трудовых операций.
- Минимизация теоретического обучения детей. Трудовые навыки не могут быть постигнуты в теории. Они требуют активного включения детей в трудовую деятельность, использования новых подходов в воспитании и обучении.
- Ознакомление учащихся с актуальными профессиями того времени.
- Ознакомление педагогов со способами и методами обучения детей различным трудовым навыкам.