Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Виды трудовой деятельности дошкольников

Задачи и цели трудового воспитания дошкольников

Определение 1

Труд – это целесообразная деятельность людей, которая направлена на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения собственных потребностей.

Дошкольной педагогикой выделено несколько основных задач трудового воспитания детей:

  • ознакомить с трудом взрослых и воспитывать уважение к нему;
  • обучать детей простейшим трудовым навыкам;
  • воспитывать интерес к труду, трудолюбие и самостоятельность;
  • воспитывать общественно-направленные мотивы труда, умение трудиться в коллективе и для коллектива.

Ребенок постоянно сталкивается с трудом взрослых и использует его результаты. Сначала дети интересуются только внешними моментами: самим процессом трудовых действий, движением механизмов и машин. Последовательное знакомство детей с трудом близких взрослых формирует у них представления о сути и значении трудовых действий, разъяснение на конкретных примерах отношение взрослых к трудовой деятельности и его общественную значимость.

Знания дошкольников о труде окружающих взрослых развивают в них правильное отношение к труду, но при этом они остаются формальными, если не сочетать ознакомление с трудовой деятельностью с трудом самих детей.

При определении содержания и последовательности обучения детей трудовым умениям, воспитателю необходимо учесть особенности их возраста и доступность содержания труда, которое он предлагает, а также степень его воспитательной ценности, и санитарно-гигиенические требования к его организации.

В процессе обучения трудовым навыкам воспитатель формирует в детях стремление выполнить самостоятельно все то, что они уже имеют, но помогает им всякий раз, когда помощь нужна. Нельзя допускать, чтобы дошкольники огорчались из-за неудачных попыток самостоятельно справиться с предложенным делом, так как в таком случае появляется неуверенность в своих силах и пропадает желание трудиться.

Нельзя забывать о том, что труд должен приносить радость детям, от достигнутых результатов и возможности быть полезным другим.

«Виды трудовой деятельности дошкольников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

В детском саду решается проблема формирования у детей умения работать в коллективе. Это происходит постепенно, через объединение детей в трудовой деятельности в небольшие группы, имеющие общее задание. В процессе такой трудовой деятельности воспитатель может сформировать у детей представление об общей ответственности за дело, которое им поручено, умение самостоятельно и согласованно действовать, распределять обязанности между собой и приходить на помощь друг другу, стремясь совместными усилиями достигать результатов. Всем этим обогащается опыт их взаимоотношений в деятельности, придавая им положительный характер.

Виды трудовой деятельности детей дошкольников

Выделяют четыре основных типа труда детей:

  • самообслуживание;
  • хозяйственно-бытовой труд;
  • труд в природе;
  • ручной труд.

Самообслуживание предполагает уход за самим собой. Воспитательное значение данного труда заключается в его жизненной необходимости, а в связи с каждодневным повторением определенного спектра действий, дети прочно усваивают навыки самообслуживания и начинают осознавать их в качестве своей обязанности.

Хозяйственно-бытовой труд детей дошкольного возраста нужен в повседневной жизни детского сада, несмотря на то, что его результаты в сравнении другими видами их трудовой деятельности не настолько заметны. Этот труд направляется на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым в процессе организации режимных процессов.

Хозяйственно-бытовой труд детей направлен на обслуживание коллектива детей, в связи с чем в нем заключены большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.

Трудом в природе предусмотрено участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в зимнем саду, за животными в уголке природы, на огороде и в цветнике. Особое значение данный тип труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому и любви к родной природе. Он помогает педагогу решить задачи физического развития детей, совершенствование движений, повышение выносливости, развитие способностей к физическим усилиям.

У детей повышается уровень ответственности за состояние огорода, цветника, зимнего сада и живого уголка животных. Все эти действия доставляют детям большое удовольствие. Они могут дарить родителям выращенные своими руками цветы, угощать младших детей выращенными на своем участке, готовят овощи для салата, украшают цветами и листьями игровую комнату.

Ручной труд состоит в изготовлении предметов из разного рода материалов, включая картон, бумагу, дерево, природные материалы – шишки, желуди, солома, кора, кукурузные початки, косточки фруктов и пр., бросового материала (катушки, коробки), мех, перья, обрезки тканей и пр. Дети могут изготавливать требуемые им игрушки, атрибуты для игр: лодки, машинки, корзинки, домики, мебель и животных. Такие поделки можно дарить родным и друзьям. Это играет важную роль в процессе нравственного воспитания, приучает детей проявлять внимание к окружающим, трудиться для того, чтобы они получили удовольствие.

Ручной труд способствует развитию конструктивных способностей детей, творчества, фантазии, выдумки. Например, для изготовления сказочного героя из природных материалов, ребенок должен подобрать крупный желудь для туловища, чашечку от него для шапочки, расколоть при необходимости желудь пополам, чтобы изготовить ботинки и пр. Дети-дошкольники проявляют интерес к природным материалам, чтобы выбрать необходимую форму для задуманного предмета: из семян клена можно изготовить крылья стрекозы, из шишки – лесовика и пр.

В ходе работы над поделкой дети знакомятся со свойствами разных материалов, способами их обработки и соединения, учатся использовать различные инструменты. Изготовление задуманного предмета всегда связано с приложением определенных усилий. От ребенка требуется проявление настойчивости, терпения, аккуратности, чтобы предмет отличался прочностью, был опрятным и нарядным.

Все это оказывает воспитательное воздействие на детей, формирует у них эстетические чувства и нравственно-волевые качества.

Дата последнего обновления статьи: 26.10.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot