Основные условия успешного воспитания ребёнка в семье
Воспитание – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие на воспитанника, осуществляемое с целью сформировать у него требуемые качества.
Основные условия успеха воспитания детей в семье – наличие нормальной атмосферы внутри семьи, авторитет родителей, правильный режим дня, своевременное приобщение ребенка к чтению книг и труду.
Нормальная семейная атмосфера предполагает, что родители осознают свой долг и ответственность за воспитание детей, базирующееся на взаимоуважении матери и отца, постоянном внимании к деятельности детей, помощь и поддержка детей во всех начинаниях, а также бережное отношение к достоинству каждого члена семьи, постоянное взаимное проявление такта.
Духовные потребности, развитые в раннем возрасте, а также умение общаться со сверстниками и взрослыми обогащают личность детей, требуя применения возможностей в социальной жизни. Применять их можно, только если довериться коллективным формам воспитания. Важное условие успеха воспитания – авторитет родителей и старших членов семьи. Отцу и матери необходимо воспитать достойного члена общества, на чем и укреплен их авторитет в глазах детей и родительская власть. Родители для детей – самые близкие и дорогие люди, поэтому они стремятся им подражать. Именно поэтому же родителям необходимо показывать пример своим детям во всех отраслях жизни. Здоровые взаимоотношения детей с родителями внутри семьи выстраиваются на взаимоуважении и доверии. Дети видят в родителях советчиков в любых вопросах, помощников в преодолении трудностей, настоящих друзей, с которыми можно разделить и радости, и заботы. Родителям необходимо предъявлять к детям высокие требования, вместе с тем уважая их личность.
Роль авторитета родителей в воспитании
Смысл родительского авторитета заключается в том, что он не требует каких-либо доказательств, он принимается ребенком в качестве несомненного достоинства старшего, в качестве его силы и ценности, доступной для детского понимания.
Родительский пример и авторитет выступают как специфическая форма передачи социального, включая нравственный опыт старшего поколения младшему, наиболее важный механизм социального наследования. В глазах ребенка, родители обязательно должны обладать таким авторитетом.
Главное основание авторитета родителей – жизнь и работа родителей, их гражданское лицо и поведение. Семья представляет большое и ответственное дело, которым руководят и несут ответственность родители. Если родители делают это честно и разумно, если они ставят перед собой значительные и прекрасные цели, всегда отдают себе отчет в своих поступках и действиях, то они обладают родительским авторитетом и им не нужно заниматься поиском других оснований.
При этом, родителям не стоит представлять себя детям как рекордсмены в своей области, не сравнимые ни с чем гении. Дети должны видеть заслуги других людей, заслуги ближайших товарищей своих отца и матери. Гражданский авторитет родителей только тогда становится по-настоящему крепким, когда это не авторитет хвастуна или выскочки, а авторитет достойного члена коллектива.
Принципы семейного воспитания
Проблема взаимоотношений семьи и школы в воспитании детей не всегда может быть однозначно решена. В Древнем Риме считали, что только семья может и должна давать хорошее воспитание, а в Древней Греции отдавали преимущество школе.
В Средневековье, когда церковь приобрела сильное идеологическое влияние, считали, что только монастырь, церковная или монастырская школа могут дать детям хорошее воспитание.
В XVIII и в начале XIX века изменяется взгляд на организацию воспитания. Обычно в семьях всех сословий традиционно проявляли большую заботу о воспитании детей. В народе чаще всего оно выстраивалось на повторении за взрослым, то есть основа семейного воспитания – авторитет родителей, их поступки, семейные традиции.
Система воспитания детей внутри семьи выстраивается на следующих принципах:
- собственный стиль поведения родитель должен соответствовать их стремлению хорошо воспитать детей;
- родители должны обеспечивать соответствующие условия, когда разные виды полезной деятельности постепенно формируют личность ребенка;
- внутри семьи должно быть единство требований всех членов семьи. Отсутствие единых требований вызывает раздвоение личности, и выработку приспособленческих навыков;
- наличие авторитета родителей, то есть духовного влияния родителей на формирование сознания и поведения детей, базирующееся на уважительном и доверительном отношении ребенка к мнению своих родителей. При этом не стоит путать авторитет с авторитаризмом. Авторитаризм – это стиль руководства, базирующийся на беспрекословном подчинении;
- разумность родительской любви – излишняя любовь родителей характеризуется, в первую очередь, повышенным вниманием к ребенку со стороны взрослых, проявлением излишнего интереса к его делам, бездумным выполнением всех его прихотей и желаний. Не стоить любить ребенка в ущерб себе и остальным членам семьи. Он может начать господствовать над окружающими, навязывать им свои взгляды. Это мешает формировать самостоятельность, тормозя процесс взросления, что приводит к неправильному развитию личности;
- семейные традиции – семья представляет собой небольшой коллектив, скрепленный устойчивыми формами – традициями. Они могут проявлять праздниками или совместными прогулками. Благодаря традициям новое поколение учится ценить и уважать семейную атмосферу и понимать важность семьи;
- учет особенностей пола ребенка. Сухомлинский В.А. призывал родителей к тому, чтобы они помнили, что в семье живут девочка и мальчик. Образец для девочки – мама. Именно с мамы она берет пример как готовить, стирать, хозяйственные навыки, учится мягкости, терпению, и пр. Также отец для мальчика является образцом мужского поведения.