Характеристика речи детей с ОНР
ОНР – это системное речевое нарушение, при котором в детской речи нарушаются практически все ее стороны: грамматика, лексика, слоговая структура, звукопроизношение.
Речевые нарушения у детей с нормальным слухом и первично сохраненным интеллектом имеют разные формы и характеризуются своеобразной структурой нарушения и особенностями клинических симптомов.
Такие формы нарушения речи имеют разное происхождение и структуру дефекта. Разговорная речь у детей с ОНР бедна, малословна, тесно связана с конкретными ситуациями. Вне таких ситуаций речь перестает быть понятной. Отсутствие связной монологической речи мешает полноценному усвоению знаний, которые могут либо полностью отсутствовать, либо усваиваются с большим отставанием.
Ведущий вопрос обучения детей с ОНР – пути и методы формирования и развития речи. Чтобы научно обосновать эти пути необходимо анализировать речь детей и трудности, которые у них встречаются.
Установлено, что в ситуации глубокого речевого недоразвития имеется ряд серьезных нарушений не только в активной речи, но и в процессе понимания обращенной речи, а также в ходе различения грамматических форм и категорий. То есть понимание зависит от непосредственного состояния собственной речи ребенка: чем хуже говорит ребенок, тем ниже у него понимание.
ОНР может быть разной степени: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутой речи, имеющей элементы лексико-грамматического недоразвития.
Уровни речевого недоразвития
Основываясь на коррекционных задачах, все многообразие недоразвития речи было оформлено в 3 уровня, на каждом из которых отмечены основные трудности в развитии связной речи, которые задерживают формирование всех компонентов речи.
- Первый уровень характеризуется практически полным отсутствием словесных средств общения или крайне ограниченным его развитием в период, когда у детей с нормальным развитием речь уже полностью сформировалась. Общаются дети посредством отдельных звукоподражаний или лепета и обрывков слов. Понимание обращенной речи значительно шире, чем возможности ее активного использования.
- Второй уровень характеризуется более высокой речевой активностью детей. У них начинает появляться фразовая речь, но она искажена фонетически и грамматически. Использоваться слова в самостоятельной речи могут неправильно, например, слова могут заменяться.
- Третий уровень предполагает появление развернутой обиходной речи, не содержащей грубых лексико-грамматических и фонетических нарушений. Отмечается хорошее понимание обиходной речи, но при этом недостаточно полное понимание читаемого текста в связи с отдельными пробелами в развитии фонетики, лексики и грамматики. Дети не способны связно изложить свои мысли, особенно затрудняются при построении произвольной связной речи.
Развитие связной речи у детей с ОНР
Связная речь – это смысловое развернутое высказывание, которым обеспечивается общение и взаимопонимание людей.
Формирование связной речи в логопедических группах у детей с ОНР – основная задача коррекционного влияния. Функции речи развиваются параллельно развитию мышления, то есть они неразрывно связаны с содержанием, которое ребенок выражает языком.
В дошкольном детстве в мышлении детей происходит ряд значительных изменений: расширение кругозора, совершенствование мыслительных операций, появление новых умений и знаний, а все это провоцирует развитие речи. Но мыслительные языковые навыки приобретаются детьми только при общении с окружающими людьми.
Развитие связной речи у детей с ОНР встречает ряд преград:
- воздействие окружающей среды не благоприятствует речевому развитию;
- недостаточный объем общения со взрослыми также негативно сказывается на развитии связной речи;
- дизонтогенетические факторы.
Связная речь развивается у детей с ОНР в повседневной жизни, на коррекционных занятиях с логопедом, воспитателями и родителями. Из этого следует, что овладение связными высказываниями для детей с ОНР – сложный и продолжительный процесс, который требует умелого педагогического руководства и влияния.
Методика работы по развитию развернутых высказываний у детей с ОНР
При формировании связной речи отдают предпочтение репродуктивным формам работы с детьми. Но для детей с ОНР этого недостаточно.
Для овладения рассуждением, детям необходимо научиться вскрывать причинно-следственные связи явлений и фактов действительности. Сначала целесообразно как можно чаще предлагать детям повторение формулировок заданий, обобщающих выводов и правил вслед за логопедом. Позже необходимо систематически упражнять детей в свободных высказываниях, постоянно побуждать к этому, создавать ситуации, помогающие развивать речевую активность детей.
Логопеду необходимо регулировать и стимулировать последовательность, логичность, связность и степень развернутости высказывания. Это может достигаться разными путями, в первую очередь, системой вопросов.
Особая роль в системе работы над развитием связной речи у детей с ОНР отведена составлению плана развернутого высказывания. Обучая детей с ОНР в логопедических группах нужно уделять связной речи больше времени. На коррекционных занятиях с такими детьми работу над планом используют не только в качестве средства развития речи, но и в качестве способа организации их совместной деятельности.
В ходе такой работу дети научаются определению темы высказывания, отделению главного от второстепенного, построению собственного сообщения в логической последовательности.
Последовательно идет развитие умения и навыков ребенка анализировать текст:
- определение темы рассказа, основной мысли текста;
- определение последовательности и связности предложений в тексте;
- установление смысловой зависимости между предложениями;
- составление плана связного высказывания.
Эти умения и навыки непосредственно связаны со способностью строить самостоятельное связное высказывание, то есть определением его замысла и последовательности развертывания.