Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Понятие трудового воспитания

Определение 1

Трудовое воспитание – это целенаправленный процесс формирования у детей трудовых навыков и умений, уважения к труду взрослых, привычки осуществления трудовой деятельности.

В соответствии с ФГОС ДО трудовое воспитание детей в дошкольном возрасте, то есть с 3 до 8 лет, состоит из ознакомления с трудом взрослых, а также усвоения и реализации на практике навыков самообслуживание и элементарной трудовой деятельности в помещении и на улице.

Задачи трудового воспитания детей в старшем дошкольном возрасте:

  1. Сформировать и усовершенствовать ряд трудовых навыков – самообслуживания, художественно-бытового труда, уход за растениями и животными, навыки ручного труда;
  2. Развивать непосредственную трудовую деятельность в следующих направлениях:

    • совершенствование формы трудовой деятельности;
    • развитие всех структурных частей и компонентов трудовой деятельности;
  3. Сформировать элементарные навыки планирования своей и общей работы – намечать ее последовательность, распределять обязанности между всеми участниками, уметь договориться о совместной уборке после завершения работы;

  4. Сформировать позитивное отношение к труду взрослых, стремление помогать им по мере сил, заинтересованность в результате трудовой деятельности;
  5. Воспитать в детях нравственно-волевые качества, такие как желание трудиться, интерес и любовь к труду, старательность, ответственность и аккуратность, стремление помогать товарищам, бережно относиться к результатам их трудовой деятельности, доброжелательно оценивать работу.

При формировании у детей трудолюбия, необходимо научить их постановке целей, нахождению путей ее достижения, бережному отношению к результатам трудовой деятельности, и оценке соответствия результата поставленной цели.

Виды труда детей-дошкольников

В период дошкольного детства, дети могут выполнять четыре вида труда:

  • самообслуживание – это процесс формирования навыков аккуратной еды, умывания, раздевания и одевания, умения пользоваться предметами гигиены (горшком, полотенцем, салфетками, зубной щеткой, расческой, щеткой для обуви или роликом для одежды и пр.), бережного отношения к собственным вещам и бытовым предметам.
  • хозяйственно-бытовой труд – протирание и мытье своих игрушек, детской и кукольной мебели, стирка кукольного и своего белья (носочков, платочков и пр.), уборка и поддержание порядка в своем уголке или комнате, помощь родителям на кухне.
  • труд в природе – это активное и посильное участие детей в работе на огороде, в цветнике или ягоднике, а также осуществление ухода за комнатными растениями или домашними животными.
  • ручной труд – это самостоятельное, либо с небольшой помощью взрослых, изготовление из бумаги, картона или природного и бросового материала, простейших предметов, которые необходимы в быту и игровой деятельности ребенка – панно, поделки, шкатулки, игольницы и пр.
«Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Таким образом, начиная с раннего возраста, у детей идет формирование навыков трудовой деятельности, предполагающей удовлетворение личных потребностей, связанных с процессами одевания, раздевания, приема пищи, а также соблюдения элементарных навыков личной гигиены. В совместной со взрослыми деятельности, дети знакомятся с новыми трудовыми операциями: как расставлять посуду, протирать стол, убирать за собой игрушки. На прогулке дети могут помогать взрослому убрать листву с дорожек и скамеечек, собрать снег лопаткой. В уголке природы совместно со взрослыми дети могут поливать цветы, кормить живых обитателей.

При обучении детей младшего дошкольного возраста навыкам самообслуживания, необходимо сохранять их стремление к самостоятельности, которое представляет великое достижение ребенка в рассматриваемом возрасте, а также важнейшим фактором формирования трудолюбия. Взрослый должен проявлять огромное терпение и педагогический такт, чтобы не погасить инициативность детей. Необходимо поощрять стремление детей помогать друг другу. Хозяйственно-бытовой труд детей в этом возрасте сведен к выполнению элементарных поручений, но этот труд необходимо всячески поощрять, так как такие действия содержат зачатки коллективной трудовой деятельности. Нужно, чтобы предлагаемый труд был посилен для выполнения детьми. Но уже в этом возрасте нужно дать им почувствовать, что любой труд предполагает необходимость преодоления трудностей. Необходимо учить детей трудиться рядом друг с другом, не мешая.

В среднем дошкольном возрасте идет совершенствование навыков, которыми дети овладели в младшем возрасте. Однако большое внимание уделяют исполнительности, умению довести начатое дело до конца: одеться, раздеться, есть не отвлекаясь. Данные задачи можно решить более успешно, если использовать игровые приемы и систематически контролировать действия детей. В этом возрасте у детей появляется стремление научить своих сверстников тому, что они умеют сами.

Хозяйственно-бытовой труд начинает занимать преобладающее место в детской жизни, основная форма работы – различные поручения. Дети могут выполнять не только ряд отдельных трудовых действий (вытирать стол), но и учатся выполнению целых трудовых процессов (намочить тряпку, протереть стол, сполоснуть тряпочку, убрать на место).

На природе дети могут участвовать в посильном труде по уходу за обитателями живого уголка.

Занимаясь ручным трудом дети осваивают ряд элементарных навыков изготовления поделок из бумаги и природного материала.

В старшем дошкольном возрасте следует уделять особое внимание тому, чтобы ребенок использовал трудовые навыки осознанно, то есть понимал необходимость использования носового платка, полоскания рта после еды и пр. Дети уже должны уметь самостоятельно одеваться, раздеваться, следить за чистотой и опрятностью совей одежды, за порядком в своем шкафчике и т.д. Детей приучают к бережному отношению к своим вещам, чистке и просушиванию своей одежды и обуви. В детях воспитывается чуткость, доброта, отзывчивость, умение прийти на помощь младшим и старшим членам семьи.

Дата последнего обновления статьи: 28.10.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot