Понятие трудового воспитания
Трудовое воспитание – это целенаправленный процесс формирования у детей трудовых навыков и умений, уважения к труду взрослых, привычки осуществления трудовой деятельности.
В соответствии с ФГОС ДО трудовое воспитание детей в дошкольном возрасте, то есть с 3 до 8 лет, состоит из ознакомления с трудом взрослых, а также усвоения и реализации на практике навыков самообслуживание и элементарной трудовой деятельности в помещении и на улице.
Задачи трудового воспитания детей в старшем дошкольном возрасте:
- Сформировать и усовершенствовать ряд трудовых навыков – самообслуживания, художественно-бытового труда, уход за растениями и животными, навыки ручного труда;
Развивать непосредственную трудовую деятельность в следующих направлениях:
- совершенствование формы трудовой деятельности;
- развитие всех структурных частей и компонентов трудовой деятельности;
Сформировать элементарные навыки планирования своей и общей работы – намечать ее последовательность, распределять обязанности между всеми участниками, уметь договориться о совместной уборке после завершения работы;
- Сформировать позитивное отношение к труду взрослых, стремление помогать им по мере сил, заинтересованность в результате трудовой деятельности;
- Воспитать в детях нравственно-волевые качества, такие как желание трудиться, интерес и любовь к труду, старательность, ответственность и аккуратность, стремление помогать товарищам, бережно относиться к результатам их трудовой деятельности, доброжелательно оценивать работу.
При формировании у детей трудолюбия, необходимо научить их постановке целей, нахождению путей ее достижения, бережному отношению к результатам трудовой деятельности, и оценке соответствия результата поставленной цели.
Виды труда детей-дошкольников
В период дошкольного детства, дети могут выполнять четыре вида труда:
- самообслуживание – это процесс формирования навыков аккуратной еды, умывания, раздевания и одевания, умения пользоваться предметами гигиены (горшком, полотенцем, салфетками, зубной щеткой, расческой, щеткой для обуви или роликом для одежды и пр.), бережного отношения к собственным вещам и бытовым предметам.
- хозяйственно-бытовой труд – протирание и мытье своих игрушек, детской и кукольной мебели, стирка кукольного и своего белья (носочков, платочков и пр.), уборка и поддержание порядка в своем уголке или комнате, помощь родителям на кухне.
- труд в природе – это активное и посильное участие детей в работе на огороде, в цветнике или ягоднике, а также осуществление ухода за комнатными растениями или домашними животными.
- ручной труд – это самостоятельное, либо с небольшой помощью взрослых, изготовление из бумаги, картона или природного и бросового материала, простейших предметов, которые необходимы в быту и игровой деятельности ребенка – панно, поделки, шкатулки, игольницы и пр.
Таким образом, начиная с раннего возраста, у детей идет формирование навыков трудовой деятельности, предполагающей удовлетворение личных потребностей, связанных с процессами одевания, раздевания, приема пищи, а также соблюдения элементарных навыков личной гигиены. В совместной со взрослыми деятельности, дети знакомятся с новыми трудовыми операциями: как расставлять посуду, протирать стол, убирать за собой игрушки. На прогулке дети могут помогать взрослому убрать листву с дорожек и скамеечек, собрать снег лопаткой. В уголке природы совместно со взрослыми дети могут поливать цветы, кормить живых обитателей.
При обучении детей младшего дошкольного возраста навыкам самообслуживания, необходимо сохранять их стремление к самостоятельности, которое представляет великое достижение ребенка в рассматриваемом возрасте, а также важнейшим фактором формирования трудолюбия. Взрослый должен проявлять огромное терпение и педагогический такт, чтобы не погасить инициативность детей. Необходимо поощрять стремление детей помогать друг другу. Хозяйственно-бытовой труд детей в этом возрасте сведен к выполнению элементарных поручений, но этот труд необходимо всячески поощрять, так как такие действия содержат зачатки коллективной трудовой деятельности. Нужно, чтобы предлагаемый труд был посилен для выполнения детьми. Но уже в этом возрасте нужно дать им почувствовать, что любой труд предполагает необходимость преодоления трудностей. Необходимо учить детей трудиться рядом друг с другом, не мешая.
В среднем дошкольном возрасте идет совершенствование навыков, которыми дети овладели в младшем возрасте. Однако большое внимание уделяют исполнительности, умению довести начатое дело до конца: одеться, раздеться, есть не отвлекаясь. Данные задачи можно решить более успешно, если использовать игровые приемы и систематически контролировать действия детей. В этом возрасте у детей появляется стремление научить своих сверстников тому, что они умеют сами.
Хозяйственно-бытовой труд начинает занимать преобладающее место в детской жизни, основная форма работы – различные поручения. Дети могут выполнять не только ряд отдельных трудовых действий (вытирать стол), но и учатся выполнению целых трудовых процессов (намочить тряпку, протереть стол, сполоснуть тряпочку, убрать на место).
На природе дети могут участвовать в посильном труде по уходу за обитателями живого уголка.
Занимаясь ручным трудом дети осваивают ряд элементарных навыков изготовления поделок из бумаги и природного материала.
В старшем дошкольном возрасте следует уделять особое внимание тому, чтобы ребенок использовал трудовые навыки осознанно, то есть понимал необходимость использования носового платка, полоскания рта после еды и пр. Дети уже должны уметь самостоятельно одеваться, раздеваться, следить за чистотой и опрятностью совей одежды, за порядком в своем шкафчике и т.д. Детей приучают к бережному отношению к своим вещам, чистке и просушиванию своей одежды и обуви. В детях воспитывается чуткость, доброта, отзывчивость, умение прийти на помощь младшим и старшим членам семьи.