Этапы наблюдения
Наблюдение как метод исследования в педагогике - это целенаправленное, организованное и фиксируемое восприятие участников педагогического процесса.
Наблюдение представлено несколькими этапами и включает в себя:
- постановку цели;
- формулировку задач;
- определение продолжительности проведения наблюдения;
- выбор объекта, предмета и ситуации наблюдения;
- определение способа наблюдения, который меньше всего влияет на исследуемый объект, но при этом обеспечивает наибольший сбор информации;
- выбор способов регистрации наблюдаемого явления;
- обработку и интерпретацию полученных данных.
Методы наблюдения
В зависимости от характеристик выделяются следующие разновидности метода наблюдения:
- по уровню формализованности: контролируемое или неконтролируемое;
- по месту проведения: естественное или лабораторное;
- по степени участия в исследуемой ситуации наблюдателя: включенное или не включенное;
- по условиям организации процесса: открытое или скрытое;
- по регулярности проведения: систематическое или случайное.
При контролируемом наблюдении заранее определяются ситуации для наблюдения и определенные способы регистрации фактов. Данный вид наблюдения чаще всего используется в исследованиях описательного и экспериментального характера, когда педагог уже знаком с изучаемым явлением и желает получить описательные характеристики.
Неконтролируемое наблюдение используется для предварительного знакомства с проблемой. В таком наблюдении отсутствует поэтапный план действий наблюдателя, определены только общие черты.
При проведении открытого наблюдения участники оповещаются о его проведении. При скрытом, наоборот, участники не осведомлены о том, что являются объектом изучения. В ситуации скрытого наблюдения можно выявить особенности поведения, увлечения отдельных учащихся, наличие микрогрупп, систему отношений в коллективе. Наблюдение включенного типа предполагает непосредственное участие исследователя в происходящих событиях. Наблюдатель может не выделяться, проводя изучение изнутри, что дает ему возможность видеть скрытые явления. Не включенное наблюдение реализуется со стороны и наблюдатель при этом не участвует в событиях. Естественное наблюдение реализуется в естественных условиях жизнедеятельности. При лабораторном наблюдении создаются искусственные условия, которые лишь моделируют естественные.
Систематическое наблюдение должно проводиться регулярно, с определенной периодичностью. Как правило, оно осуществляется по четко разработанной методике, в которой конкретизирована работа наблюдателя. Случайное наблюдение является не запланированным, но при этом оказывается богатым источником информации.
Требования к методу наблюдения
Метод педагогического наблюдения должен удовлетворять определенным требованиям:
- сохранению естественного проявления качеств личности;
- объективности фиксации и анализа результатов;
- целенаправленности наблюдения.
Достоинства и недостатки метода наблюдения
К достоинствам метода наблюдения по сравнению с другими методами исследования относятся следующие:
- наблюдение дает возможность судить о деталях педагогического процесса в их динамике;
- позволяет проводить фиксацию педагогических событий в момент их протекания;
- возможность оценки отдаленных последствий воспитания;
- получение фактических сведений о событиях;
- независимость наблюдающего от умения исследуемых проводить оценку своих действий и высказывать свое мнение.
У педагогического наблюдения также имеются и слабые стороны, к которым относятся:
- присутствие элементов субъективности в анализе и оценке со стороны наблюдателя;
- недоступность некоторых сторон деятельности участников исследуемого процесса;
- малая выборка, которая делает полученные данные нерепрезентативными;
- пассивная позиция исследователя.