Роль речевого общения в развитии речи детей
Развитие речи – это повсеместно используемое комплексное обозначение процессов, этапов и методик, которые связаны с овладением средствами устной и письменной речи или языка.
Каждый этап детства обладает особыми, неповторимыми чертами, характерными только для этого этапа развития.
Ряд исследований говорит о том, что при отрыве ребенка от матери в первые годы жизни, у него возникает ряд значительных нарушений в психическом развитии, что накладывает отпечаток на всю его дальнейшую жизнь.
Уже с грудного возраста дети прислушиваются к звукам, наблюдают за движением губ близких взрослых, радуются, когда узнают знакомый голос. Постепенно у ребенка накапливается пассивный запас слов, которыми позже он будет пользоваться.
Процесс становления у ребенка первой речевой функции, то есть овладение речью в качестве средства общения, занимает первые годы жизни, и проходит в несколько этапов:
- довербальный этап – ребенок еще не понимает, что говорят окружающие, не умеет говорить сам, но идет постепенное формирование условий, обеспечивающих возможность овладеть речью в дальнейшем.
- Этап возникновения речи – ознаменован переходом от полного отсутствия речи к ее появлению. Ребенок начинает понимать слова и простые фразы взрослых, и произносит свои первые активные слова.
- Этап развития речевого общения – период до 7 лет, когда ребенок овладевает речью и все более совершенно и разнообразно ей пользуется для общения с окружающими взрослыми и сверстниками.
Только общаясь со взрослыми, ребенок видит коммуникативную задачу понимания обращенной к нему речи взрослого и необходимости произнести вербальный ответ.
Формы общения детей со взрослыми
Развитие ребенка существенно зависит от общения его с близкими взрослыми, которое оказывает воздействие не только на психическое, но и на физическое развитие ребенка на ранних этапах жизни.
Общению отведена решающая роль не только в обогащении содержания детского сознания, но им обусловлена его структура.
Если обобщить воздействие общения на общее психическое развитие детей, то можно сделать следующие выводы:
- общением ускоряется ход развития ребенка, у него появляются и развиваются операционально-технические и перцептивные навыки;
- общение помогает преодолеть неблагоприятную ситуацию, например, живая речь быстрее, по сравнению с записанной, помогает в преодолении задержки речевого развития;
- общение способствует исправлению дефектов, возникших у ребенка в результате неправильного воспитания.
Выделено несколько типов средств общения, посредством которых осуществляется взаимодействие детей со взрослыми:
- экспрессивно-мимические: первыми возникают в онтогенезе и являются одновременно проявлением эмоциональных состояний ребенка, а также активными жестами, адресованными окружающим;
- предметно-действенные – возникают до 3х лет, и также выполняют знаковую функцию, без которой невозможно установление взаимопонимания между людьми;
- речевые операции позволяют выходить за грань частных ситуаций и налаживать более широкое взаимодействие.
На основании того, что мотивирует ребенка общаться, выделают несколько форм общения ребенка и взрослых:
- ситуативно-личностное;
- ситуативно-деловое;
- внеситуативно-познавательное;
- внеситуативно-личностное.
Ситуативно-личностное общение детей и взрослых характерно для первых шести месяцев жизни ребенка. В этом возрасте ребенок может выступать как инициатор общения, но он может улавливать эмоциональную окраску речи взрослого. Именно этим объясняется то, что забота взрослых вызывает у детей радость, а агрессия и злость – негативные чувства и страх.
Внеситуацтивно-познавательное общение формируется с 3 до 5 лет. С возрастом возможности детей становятся шире. Они стремятся достичь своеобразного теоретического сотрудничества со взрослым. Характерная особенность данного периода – интерес ребенка к предметам и их характеристикам. Речь ребенка становится помощником в общении и познании окружающего мира.
Внеситуативно-личностное общение формируется в возрасте 6-7 лет. Это высшая точка в общении ребенка и взрослого, так как мотив общения – не предельный мир, а мир людей.
Внеситуативное общение становится возможным только благодаря овладению ребенком активной речью. Так как речь является единственным универсальным средством, которое позволяет человеку создать устойчивые образы и представления, касающиеся предметов, отсутствующих в настоящее время перед глазами ребенка, и работать с этими образами и представлениями.
Существуют две формы внеситуативного общения: познавательное и личностное.
Познавательное внеситуативное общение характеризуется:
- хорошим владением речью, позволяющим разговаривать со взрослым о вещах, не находящихся в конкретной ситуации;
- познавательными мотивами общения, любознательностью детей, стремлением объяснить мир, что заметно в детских вопросах;
- потребностью в уважении взрослого, выраженной обидами на замечания и негативные оценки воспитателя.
Потребность во взаимопонимании со взрослым выступает отличительной чертой личностной форм общения.
Чтобы поддерживать стремление быть хорошим необходимо поощрять правильные поступки ребенка и положительные качества, а не осуждать недостатки ребенка.
Развитие речи детей в процессе общения со сверстниками
В дошкольном возрасте мир ребенка уже не ограничен только семьей. Теперь значимыми для него людьми являются не только мама, папа или бабушка, но и ровесники. С возрастом для ребенка все более важными становятся конфликты и контакты со сверстниками. Эмоциональная напряженность и конфликтность отношений между детьми существенно выше по сравнению с коллективом взрослых. Родители и воспитатели могут не подозревать о богатой гамме чувств и отношений, которая поддерживается их детьми, естественно, не предавая особого значения дружбе, ссорам и обидам детей.
Между тем, первые отношения со сверстниками – это тот фундамент, на котором выстраивается дальнейшее развитие детской личности. Такой первый опыт во многом формирует отношение человека к себе, к окружающим и в целом к миру, и не всегда такой опыт положительный.
У многих дошкольников, к сожалению, формируется и закрепляется отрицательное отношение к окружающей действительности, которое может иметь отдаленные отрицательные последствия.