Сущность понятия «технологическая карта урока»
Технологическая карта урока – это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы в соответствии с требованиями ФГОС, системности, компактности и конкретности.
В связи с изменениями в системе образования РФ идет трансформация роли учителя в культуре и обществе. Современному учителю необходимо быть координатором информационных потоков. Иными словами, учитель должен владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы говорить на одном языке со своими учениками.
ФГОС нового поколения требуют от учителя умения не просто проводить урок, а грамотно его планировать и анализировать. В связи с этим особая роль отводится замене конспектов-планов технологическими картами уроков. Поэтому отчеты по педагогической практике студентов также требуют составления технологических карт проведенных уроков.
Технологическая карта урока английского языка
В условиях современных требований к уроку иностранного языка студенты факультетов иностранных языков в педагогических ВУЗах регулярно проходят педагогическую практику. Цель педагогической практики в данном случае – развивать практические навыки в обучении английскому или любому другому иностранному языку.
Ключевой момент педагогической практики заключается в самостоятельном проведении урока, в том числе открытого урока по английскому языку. Руководители практики оценивают не только само проведение урока, но и документацию, которая была подготовлена к уроку, в частности, технологическую карту, которая является важной частью сопроводительной документации.
В новом ФГОС от педагога по английскому языку требуется не только подавать информацию по предмету, но и повышать уровень социализации учащихся, значительно расширять их общий лингвистический кругозор, развивать познавательную, эмоциональную и волевую сферы.
Технологическая карта урока английского языка должна состоять из всех элементов педагогической деятельности, направляемой на освоение учащимися школ правил речевого поведения и лингвистических представлений, которые нужны, чтобы дети могли овладеть устной речью на иностранном языке.
Учитель своими действиями должен расширять лингвистический кругозор детей на уроке. В связи с этим требования к составлению технологической карты урока включают в себя несколько аспектов:
- четкая формулировка ключевых элементов технологической карты урока английского языка;
- подробное описание и тщательное планирование каждого структурного элемента урока английского языка;
- полное отражение последовательности всех действий, которые осуществляются в течение урока;
- координация и синхронизация деятельности каждого из субъектов педагогической деятельности.
Структура технологической карты урока английского языка базируется на требованиях ФГОС нового поколения, и в настоящее время состоит из следующих пунктов:
- название темы и указание часов, предполагаемых для ее изучения;
- цель освоения учебного содержания;
- планируемые результаты;
- метапредметные связи и организация;
- основные понятия темы;
- технология изучения указанной темы;
- контрольное задание для проверки достижения планируемых результатов.
Формы технологических карт урока английского языка и принципы их составления
Существуют разнообразные формы технологических карт уроков английского языка, они зависят от восприятия урока педагогом. При этом в технологической карте урока английского языка в обязательном порядке должен отражаться системно-деятельностный подход.
В процессе составления пояснительной записки к технологическим картам уроков английского языка, формулируется и цель урока, и его задачи. После того, как пояснительная записка заполнена, следует преступать к составлению непосредственно технологической карты урока, которая представляет собой таблицу, в которой отражена содержательная часть урока английского языка.
Документ должен быть составлен в описательной форме, с иллюстрированием и максимально подробным описанием графических и табличных материалов, которые не должны повторяться.
Технологическая карта урока английского языка представляет собой стандартизированный бланк. В нее вносится вся базовая информация. Здесь подразумеваются основные технологические параметры, содержащиеся в специализированных разделах. Их должно быть не менее десяти. После процедуры утверждения заполненный документ может быть основополагающим.
Абсолютно очевидно, что оптимальная форма представления структуры урока в соответствии с приведенными требованиями – таблица, наличие незаполненных элементов, как явный признак несовершенства выстроенной системы занятия, в которой сразу становится очевидно. Образец технологической карты урока английского языка по ФГОС составить достаточно просто, если базироваться на принципах системно-деятельностного подхода. Например, количество и содержание вертикальных столбиков в таблице определяет ход урока и роль участников образовательных отношений – педагогов и учеников. Количество строчек в таблице определяет тип учебного занятия, что говорит о динамичности технологической карты.
В современной педагогике известна масса возможных вариантов технологических карт. Существуют многокомпонентные модели: три карты на один урок, либо конспект плюс технологическая карта, либо одна карта на одну тему, то есть на весь цикл уроков по теме. Существуют карты, позволяющие хорошо продемонстрировать деятельностную структуру урока. Другие фокусируются на характеристики специфики заданий, используемых учителем. Также есть технологические карты, обращающие внимание педагога на процесс формирования метапредметных результатов в качестве итога урока.