Характеристика подросткового возраста
Подростковый возраст – это этап в развитии человека, переходная стадия между детством и взрослостью. Данный период – критический переходный период в жизненном цикле, он характеризуется быстрым ростом и изменениями, уступающими по силе только изменениями младенческого периода.
Подростковый возраст часто называется переходным, так как это этап перехода от детства к юности. В этом возрасте у учеников переплетаются черты детства с юностью, которая еще развивается и формируется. В это время, подросток, как взрослый испытывает возрастание физической силы и духовных потребностей, а как ребенок, еще ограничено в возможностях и опыте для удовлетворения запросов и потребностей.
Отрыв от детства и приближение к взрослости отчетливо проявляется такими чертами физического и духовного развития, которые отличаются подростов от младших школьников.
Во-первых, отличие затрагивает физическое развитие. В детском возрасте процессы роста протекают более спокойно и равномерно. В подростковом же возрасте этот процесс интенсивен, неравномерен и осложнен половым созреванием. В связи с этим в физическом развитии подростка выделяют три стадии:
- предшествующая половому созреванию – усиливается активность гипофиза и щитовидки, что стимулирует рост и усиливает обменные процессы. Рост идет непропорционально: конечности растут с большей скоростью, туловище отстает. Поэтому руки и ноги подростка кажутся удлиненными, а движения угловатые и неуклюжие;
- половое созревание – данную стадию характеризуют некоторые диспропорции сердечно-сосудистой системы. Сердце растет более интенсивно, а сосуды немного отстают, поэтому может отмечаться недостаток притока крови к отдельным органам и системам, повышаться кровяное давление и вызывать головные боли. Подростков отличает большая подвижность, повышенная резвость, стремление к деятельности и практическому приложению своей силы в труде;
- половая зрелость.
Необходимо постоянно уделять внимание и создавать благоприятные условия для физического развития подростков, что обуславливает гиподинамия, то есть недостаток движения из-за учения, требующего усидчивости, что может вызывать в организме застойные явления, недостаточное кислородное питание и негативно сказываться на физическом развитии школьников.
Развитие мозга и дальнейшее структурное формирование нервных клеток и ассоциативных волоком формирует предпосылки для совершенствования познавательной деятельности подростка. Поступление в кровь гормонов, которые вырабатываются железами внутренней секреции, вызывает периоды повышения и понижения жизненного тонуса, соответственно, скачки работоспособности и энергичности, что сопровождается сменой настроения.
Организация учебной работы с подростками
Подростки характеризуются значительными сдвигами в мышлении и познавательной деятельности. Их уже не удовлетворяет внешнее восприятие изучаемых предметов и явлений, они стремятся к пониманию их сущности и причинно-следственных связей. Часто подростки, желающие понять глубинные причины изучаемого явления, могут задавать много сложных вопросов учителю, что потребует большой аргументации каждого выдвигаемого положения и убедительных доказательств. На основании этого у подростков развивается абстрактное мышление и логическая память.
В связи с этим необходимо придавать процессу обучения проблемный характер, учить подростков самостоятельному нахождению и формулированию проблем, выработке у них аналитико-синтетических умений, способности делать теоретические обобщения. Не менее важно развивать навыки самостоятельной учебной работы, формировать умение работать с учебником, проявлять самостоятельность и творческий подход выполняя домашнее задание.
Особая роль в организации обучения подростков отведена внутреннему стимулированию их познавательной активности, то есть развитию у подростков познавательных потребностей, интересов и мотивов учения. Необходимо помнить, что стимулы не могут возникать сами по себе. Они формируются, только если учитель обращает внимание на эту стороны работы.
Нравственное воспитание также нельзя обойти стороной. Подростков не устраивает, когда их поведение определяют внешним регулированием. Они более охотно соблюдают правила поведения, если хорошо осознают их и принимают в качестве собственных моральных принципов. Именно поэтому глубокое разъяснение моральных норм и правил, а также формирование у подростков нравственных взглядов и убеждений должно стать существенной особенностью нравственного воспитания. Вместе с этим, свое педагогическое значение не утрачивает и регламентация и контроль за поведением учеников, в качестве одной из мер предупреждения шалостей и необдуманных поступков.
Значимая возрастная черта – стремление утвердить свое достоинство и престиж среди сверстников. Основным путем к этому является хорошая учеба, общественная активность и проявление особенностей в определенных видах деятельности. Отдельно сюда можно отнести внешнее обаяние и прочие черты внешности. Если подростку не удается добиться желаемого места в коллективе, он тяжело это переживает. Все это отражается на отношениях с педагогами и близкими взрослыми.
Возрастание интеллектуальных способностей и общий духовный рост, расширение межличностных связей помогают развивать самосознание подростка, возбуждая мечты о своем призвании и будущем. Подростки сравнивают себя со сверстниками, оценивая свои достоинства и недостатки. Но если недостатки других они оценивают строго, то по отношению к себе менее требовательны. Этим обусловлена необходимость развития у них самокритичности и побуждения к самовоспитанию.
Существенная особенность образовательной работы в подростковом возрасте – профориентация. Проводя ее необходимо учитывать, что свое будущее в этом возрасте представляют романтично и в приподнятых тонах. Они мечтают о популярных профессиях, предпочитая быть моряками, геологами, блогерами, программистами. Производственными профессиями они интересуются меньше, поэтому, при поддержании стремления подростков к яркой и достойной жизни, нужно раскрыть перед ним героику и красоту повседневной деятельности в промышленности или сельском хозяйстве, с ориентировкой на работу в области материальных производств.