Необходимость математического развития дошкольников
Математическое развитие – это процесс формирование у индивида элементарных математических представлений, усвоения математических понятий и развития познавательной сферы.
В настоящее время федеральные образовательные стандарты дошкольного образования - ФГОС ДО утверждают необходимость математического развития детей дошкольного возраста и выдвигают определенные требования к его результатам.
Заложение математических основ должно быть реализовано на дошкольном этапе развития ребенка. Это является залогом развития его мышления и полноценного освоения математической науки в дальнейшем.
Математические понятия и представления оказывают положительное воздействие на развитие познавательной сферы ребенка. Кроме того, математика способствует заложению креативного мышления, развитию памяти и внимания.
Математическое развитие дошкольников связано со следующими направлениями их развития:
- Активизация познавательного развития;
- Формирование познавательной заинтересованности;
- Формирование навыков и потребности в исследовательской деятельности;
- Формирование навыков анализа;
- Формирование навыков установления ассоциативных связей;
- Формирование навыков установления связей и закономерностей различных объектов, процессов и явлений;
- Подготовка к учебной деятельности.
Изучение математики на этапе дошкольного обучения является одним из способов развития логического мышления ребенка.
Здесь, важно отметить, что математическое развитие дошкольников имеет свои особенности, которые отличают процесс математического познания от изучения математике в школе. Обучение реализуется в игровой форме, при сохранении связи игры с реальной жизнедеятельностью и, последующим переносом, усвоенных в игре знаний в реальную жизнь.
Целевые ориентиры математического образования дошкольников
ФГОС ДО определяет ряд целей математического развития дошкольников, а также утверждает целевые ориентиры математического образования на дошкольном образовательном этапе.
Основными целями математического развития дошкольников являются следующие:
- Формирование представлений о разных объектах и свойствах с точки зрения математической науки. Здесь, имеется в виду, усвоение понятий величины, чисел, закономерностей, изучение геометрических фигур, их форм и свойств.
- Развитие сенсорных способов математического познания: исследование, сравнение, сопоставление, группировка, упорядочение, разделение.
- Формирование навыков экспериментального, исследовательского познания окружающего мира и математической науки.
- Формирование основ логического познания: анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование.
- Освоение дошкольниками математических приемов и методов познания окружающего мира: совершение счетных операций, вычислительных действий, произведение измерений.
- Формирование творческих направлений деятельности дошкольника. Сюда входит развитие находчивости, инициативности, развитие креативного мышления, формирование смекалки и сообразительности.
- Развитие речи ребенка. Математическое образование позволяет сделать речь более точной, четкой, аргументированной.
- Формирование познавательной активности дошкольника.
Что касается целевых ориентиров математического дошкольного образования, то к ним относятся:
- Навыки ориентации дошкольника в количественных, пространственных и временных связях и отношениях окружающей действительности.
- Навыки элементарного счета и вычисления.
- Знание математических понятий и категорий.
- Активизация логического мышления.
- Развитие познавательных способностей.
- Владение элементарными графическими навыками.
- Навыки осуществления элементарной интеллектуальной деятельности.
ФГОС ДО утверждает данные ориентиры в качестве ведущих направлений развития детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Математические знания дошкольников, утвержденные требованиями ФГОС ДО
К основным современным требованиям математических знаний и навыков дошкольников относятся, утвержденные ФГОС ДО представления, познавательные навыки и практические математические действия, разделенные на следующие блоки:
- Знания свойств объектов. Дошкольники изучают размеры предметов: понятие длины, ширины, высоты, глубины, толщины и т.д. Сюда же вход знание геометрических фигур. Изучаются круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, с выделением их отличительных свойств и формирование навыков выделения фигур в окружающем мире. Например, даются задания на поиск объектов, игрушек круглой формы, треугольной или квадратной, а могут производится разделение объектов на части т.е. объект состоит из частей разных форм, которые необходимо определить, а также знания структурных элементов различных фигур, предметов и объектов – стороны, углы.
- Знания отношений. В этом аспекте изучаются пространственные расположения объектов, отношения объектов друг к другу, их связи, движения. Дети познают направления, последовательности расположения объектов, существование во времени, уменьшение и увеличение количества и состава. Пространственные расположения объектов должны быть правильно обозначены в речи, с помощью элементарных математических понятий.
- Знакомство с числами и цифрами. Изучается счет в пределах 10 и обозначения количества объектов конкретной цифрой. Кроме того, происходит усвоение связей между цифрами, числами и количеством объектов. Дошкольники учатся считать количество объектов, называть их число и обозначать верной цифрой, а также выполнять простейшие математические операции: подсчет общего количества объектов, определение динамики их появления: сколько было и сколько стало.
- Освоение алгоритмов деятельности. Предполагается, что ребенок должен знать последовательность выполнения различных действий: игрового, учебного, самообслуживания, владеть этапами реализации различных операций, уметь выполнять задания по инструкции, соблюдать последовательность шагов, знать обозначение – стрелка, понимать значение слов: раньше, позже, затем, сначала, если….то, возможно, невозможно.
Следует отметить, что математическое образование дошкольников реализуется от простого к сложному. Обучение начинается с простейшего и завершается выполнением более сложных вычислительных операций, решением ребусов, логических задач. Актуальным методом математического развития являются дидактические игры.