Проблемы науки и образования в современном мире
Наука – это особый рациональный способ познать мир, базирующийся на эмпирической проверке или логических доказательствах.
Право на образование – одно из основных и неотъемлемых прав граждан РФ, закрепленных в Конституции РФ.
Качество образования является принципиально важным вопросом, оказывающим влияние не только на интеллектуальный потенциал молодого поколения, но и на будущее всего государства.
Образование превратилось в особую сферу социальной жизни в тот момент, как процесс передачи знаний и общественного опыта из других видов жизни целостного общества превратился в дело лиц, занимающихся только обучением и воспитанием. Однако образование в качестве способа обеспечения наследования культуры, социализации и личностного развития возникло одновременно с появлением общества и развивалось одновременно с развитием трудовой деятельности, языка и мышления.
Ученые, которые изучали социализацию детей на стадии первобытного общества, считают, что в то время образование вплеталось в единую систему общественно-производственной деятельности. Функции обучения и воспитания, а также передачи культуры между поколениями осуществлялось всеми взрослыми при приобщении детей к выполнению трудовых и социальных обязанностей.
Организация учебной деятельности в современной России во многом схожа с советской системой образования. Но индустриальное общество сменяется информационным, развитие мира протекает в условиях глобализации, чем обусловлена необходимость применения коренных реформ в современной образовательной системе.
Обновлять необходимо сами принципы подачи информации, роль учителя в образовательной деятельности. Необходимо внедрять в учебный процесс инновационные технологии, оснащать учебные заведения компьютерами и современной техникой.
Существующая сегодня система высшего профессионального образования преимущественно направлена на выпуск ученого-теоретика, а не подготовку практикующего специалиста. Теоретические знания, полученные в вузе, оторваны от реальных практических условий. Преимущественно, ученики не умеют пользоваться полученными знаниями в своей непосредственной работе. Большинство людей, после окончания вуза, говорят о том, что не чувствуют готовности приступать к работе по полученной специальности. Это ни объясняют несколькими причинами. Это и плохой уровень практической подготовки, и слабая связь преподаваемого теоретического материала и практики, устаревшая система образования, которая уже не соответствует изменениям, произошедшим на рынке труда.
Учебные заведения всех уровней в России столкнулись с тем, что постоянно не хватает финансирования. Постоянная нехватка финансовых ресурсов отрицательно сказывается на уровне зарплат работников образования. С каждым годом эта проблема усугубляется и становится острее, так как учебные заведения нуждаются в компьютерах, современном оборудовании, учебниках, соответствующих современным достижениям науки. Реформировать систему образования невозможно, если не будет качественно обновлен преподавательский состав, но решить эту проблему трудно в связи с низкой престижностью педагогической профессии, которая вызвана низким уровнем зарплат в системе образования.
На качество образования во многом влияет законодательство в этой сфере. На сегодняшний день предприняты попытки качественно реформировать закон «Об образовании», но многие проблемы так и остаются нерешенными. В частности, к таким проблемам относят размытые социальные обязательства со стороны государства, плохо прописанные принципы лицензирование учебных заведений.
Недоработанные законы, касающиеся контрольно-надзорных процедур, умножают коррупцию и увеличивают число вузов, которые дают некачественное образование. Крайне слабыми остаются законы об образовании в сельской местности. В частности, законы не учитывают всей специфики сельских учебных заведений.
Коррупция в системе образования
Коррупция в системе российской системы образования представляет многоликое и многоуровневое явление. Против коррупции принимают массу законов, но насколько эффективно они работают – большой вопрос. В частности, внедрение ЕГЭ – тоже попытка сократить коррупцию, но привело ли оно к желаемым результатам, до сих пор не понятно.
Высокий уровень коррупции в учебных заведениях не дает возможности осуществлять вертикальную мобильность через получение качественного образования для детей из малообеспеченных семей.
Реальные перспективы преодолеть проблемы российского образования предполагают необходимость поддерживать движение отечественного образования в направлении интеграции в мировую культуру там, где находятся положительные результаты, связанные с демократизацией школы, созданием системы непрерывного образования, гуманизацией и компьютеризацией образования, свободным выбором программ обучения и образования.
Еще один важный вопрос управленческого подхода к организации учебного процесса – это полная прозрачность учебных заведений. Создание в них управляющего совета, открытой площадки для общения, возможность дистанционно контролировать достижения каждого ученика – для них самих, их родителей и органов управления образованием.
Важную роль в ситуации современных учебных заведений играет грамотный менеджмент. Совершенствование управления в современных учебных заведениях на основании принципов стратегического менеджмента, которые ориентируется на конечный результат, предполагая внедрение современных информационных систем и баз данных, которыми обеспечивается электронный документооборот и рационально расходовать бюджетные средства, поддерживать перспективные управленческие решения, которые позволяют реализовать миссию учебного заведения, обеспечивая охрану жизни и здоровья людей, свободное развитие личности.