Основная характеристика дисграфических ошибок в письме у детей младшего школьного возраста
Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, характеризующееся наличием стойких и повторяющихся ошибок, что обусловлено несформированностью у ребенка высших психических функций, принимающих непосредственное участие в процессе письма.
Основные признаки дисграфии:
- Искажение букв при написании, замена или их пропуск.
- Искажение звукобуквенной структуры слов. Характеризуется пропуском, перестановкой, добавлением персеверацией букв и даже слогов.
- Раздельное или, напротив, слитное написание слов.
- Агграматизмы при написании слов.
Необходимо отметить, что дисграфия может встречаться не только у детей с нарушениями в развитии, но и у детей с сохранным интеллектом. Довольно часто дисграфия отмечается у детей с недостаточностью высших произвольных функций, таких как внимание, память, зрительный гнозис, переключаемость и т.п.
Виды дисграфии:
- Артикуляционно-акустическая – характеризуется «косноязычием» в письме, то есть ребенок пишет слова не так как положено по правилам орфографии, а так как он их слышит.
- Акустическая – связана с неточной дифференциацией произносимых звуков, соответственно «страдает» фонемное распознавание, которое характеризуется тем, что при написании ребенок заменяет буквы близкие по звучанию.
- Дисграфия, основанная на нарушении языкового анализа и синтеза – характеризуется искажением структуры слова, словосочетания или предложения.
- Агграматическая – характеризуется наличием аграмматизмов в письме – чаще всего проявляется в третьем классе, характеризуется наличие синтаксических и морфологических нарушений в письме.
- Оптическая – проявляется в виде искажения воспроизведения букв и слов при письме, смешении и замене сходных по написанию букв. Причиной возникновения данной дисграфии являются разнообразные недоразвития зрительно-пространственных функций, таких как нарушение зрительного мнезиса, зрительного гнозиса, зрительного синтеза или анализа, а также пространственных представлений.
Все указанные виды дисграфии являются причиной появления у детей младшего школьного возраста орфографических ошибок при письме.
Причины появления орфографических ошибок и условия их предупреждения
Орфографические ошибки – это неверное написание слов.
Орфографические ошибки в письме у детей младшего школьного возраста встречаются достаточно часто, так как дети только учатся правописанию, правильному написанию слов, словосочетаний и приложений. Однако, в том случае, если учащийся хорошо знает правила орфографии, допускает ошибки, следует обратить на это пристальное внимание, так как одной из причин может быть дисграфия.
С целью формирования у учащихся правильного письма, необходимо научить их не допускать ошибок, а также видеть и своевременно исправлять их. В этой связи следует знать первопричину допущения орфографических ошибок.
Все орфографические ошибки можно разделить на две основные группы:
- Осознанные орфографические ошибки (орфографические ошибки, в широком смысле их понимания) – появление данных ошибок учащийся может объяснить.
- Неосознанные орфографические ошибки (описки или ошибки невнимательности) – возникновению данных ошибок учащийся не может дать объяснения, при их допущении он не дает себе отчета.
Основными причинами возникновения орфографических ошибок у детей младшего школьного возраста являются:
- Невнимательность, поспешность и рассеянность.
- Отсутствие выработанного навыка орфографической зоркости, то есть ученик не видит орфограммы.
- Ученик видит орфограммы, но определяет их ошибочно.
- Ученик допускает ошибку на одном из этапов определения или проверки орфограммы.
- Ученик не может понять значение или смысл слова, словосочетания, предложения или всего текста в целом.
- Ученик медленно применяет свои знания в процессе письма.
Для того, чтобы избежать орфографических ошибок в письме, задачей педагога является создать следующие условия:
- Предоставлять учащимся возможность осмыслить слова или словосочетание. В том случае, если ребенок не способен сам понять смысл, то необходимо ему его разъяснить.
- Формирование навыка быстрого определения орфограммы.
- Формирование и развитие у учащихся орфографической зоркости.
- После освоение новой темы или правила, закрепление его достаточным количеством практических упражнений.
- Осуществление систематической работы над ошибками.
Отличие дисграфии от орфографических ошибок
В настоящее время все больше родителей обращаются к специалистам за помощью, так как они подозревают у детей младшего школьного возраста дисграфию. Поэтому очень важно уметь самостоятельно отличать орфографические ошибки от дисграфии.
Для того, чтобы понять какие ошибки являются орфографическими, а какие дисграфией, необходимо понять какие ошибки вообще может допустить ребенок в письме.
Ошибки в письма бывают:
- Орфографические – характеризуются неправильным написанием слов.
- Пунктуационные – характеризуются неверной расстановкой запятых.
- Грамматические – ошибки в падежах, числе или роде слова.
Таким образом, пунктуационные и орфографические ошибки не являются обязательным признаком дисграфии. Наличие таких ошибок является признаком того, что родителям необходимо как можно больше заниматься с ребенком или обратиться за помощью к репетитору. Если у ребенка встречаются грамматические ошибки, то необходимо поработать над лексико-грамматической стороной речи.
Дисграфию можно отличить от орфографических ошибок на основании следующих присущих ей характерных признаков:
- Слитное написание предлогов со словами.
- Раздельное написание приставок с глаголами.
- Слитное написание слов и союзов.
- Слитное написание целых предложений.
- Пропуски букв в словах.
- Замена букв на парные по глухости-звонкости.
- Перестановка слогов.
- Добавление лишних букв и слогов.
Все вышеперечисленные ошибки являются признаками дисграфии и требуют немедленного обращения к логопеду.