Сущность словесного рисования
Словесное рисование, как устное, так и письменное – это описание картин и образов, которые возникают в сознании читателей во время прочтения литературного произведения.
Словесную картину обычно называют словесной иллюстрацией. Данный прием направлен на развитие у детей способности конкретизировать словесные образы, то есть развитие воображения. При этом также совершенствуются речь детей и их логическое мышление. При словесном рисовании ребенок должен с опорой на словесные образы, которые создал писатель, детализировать их в своей зрительной картине, которая им самим и воспроизводится, описывается устно или письменно.
При этом нужно обратить внимание на два момента: ребенок может сбиться и перейти к прямому пересказу авторского текста, либо начать излишне фантазировать и забыть концепцию авторской картины, перейдя к описанию своей собственной.
Данный прием включает следующие последовательные операции: чтение, представление, конкретизация, подбор точных слов и выражений для описания, логическое выстраивание своего высказывания. Также прием предполагает описание статичной картины сложных взаимоотношений героев.
Данный прием обращает внимание детей на текст – они могут перечитывать его отдельные фрагменты, так как только благодаря смысловым и изобразительным стилистическим деталям можно прояснить словесные образы, уточнить их, представив то, что описывается автором, в подробностях. Постепенно учащиеся погружаются в мир произведения и начинают видеть его глазами автора или одного персонажа, то есть присоединяются к происходящим действиям, а значит, могут дополнить авторскую картину собственными деталями. Тогда результат их работы становится не пересказом или оторванным от авторского замысла описанием, а творческой картиной, соответствующей авторскому замыслу, но более подробной и обязательно эмоционально-оценочной.
Обучение словесному рисованию
Процесс обучения приему словесного рисования включает несколько основных этапов:
- рассматривание графических иллюстраций – учитель организует наблюдение за передачей иллюстратором авторского замысла, помогая создавать настроение, выражать свое отношение к героям. В ходе этой деятельности, дети узнают понятие композиции картины, значение цветов, колорита и линий. Эту работу можно проводить на уроках ИЗО или внеклассного чтения;
- выбор из нескольких вариантов иллюстраций наиболее подходящей к рассматриваемой части произведения с объяснением выбора;
- коллективное иллюстрирование с использованием готовых фигурок, оно предполагает расстановку персонажей, выбор их поз и выражений лиц;
- самостоятельное иллюстрирование интересующего эпизода с устным описанием того, что сам нарисовал. Данный прием можно усложнить, если предложить детям описать иллюстрации, которые выполнили одноклассники;
- анализ иллюстраций, выполненных с явным отклонением от текста произведения – детям демонстрируют иллюстрации, в которых очевидно нарушена расстановка персонажей и других образов произведения, отсутствует ряд авторских деталей или их заменили на другие, нарушен колорит, искажены позы и выражения лиц персонажей и пр. После рассматривания дети сравнивают собственное восприятие текста и восприятие иллюстраций;
- коллективное устное рисование иллюстраций – жанровые сценки, выбор цветовой гаммы иллюстрации;
- самостоятельное графическое рисование пейзажа с его устным описанием или описанием пейзажа, который выполнил художник;
- словесное устное рисование пейзажа с опорой на детали текста;
- коллективное устное подробное описание героя в конкретных эпизодах – педагог вопросами помогает детям создавать описание;
- коллективное и индивидуальное устное рисование героя сначала в одной ситуации, а затем – в разных;
- самостоятельное словесное устное иллюстрирование с сопоставлением созданной устной иллюстрации и графических.
Безусловно, овладение приемом словесного рисования возможно только после того, как дети освоят элементарный навык анализа иллюстрации к произведению. Но даже на самых первых этапах изучения литературных произведений целесообразно предлагать детям подумать над тем, как они представляют себе героя либо обстановку действия.
Прием сопоставления литературного произведения с иллюстрациями к нему
Суть приема – сопоставить словесный образ и его интерпретацию художником в виде иллюстраций к тексту литературного произведения. В процессе этой сложной аналитической деятельности дети получают представление о позиции других людей касательно описанной в произведении ситуации и ее участников. Так в сознании ребенка сталкиваются его личное видение эпизода и видение художника. Такое столкновение – толчок к созданию проблемной ситуации на уроке, помогающей детям анализировать текст для прояснения собственных представлений и впечатлений.
Рассматривание иллюстраций – один из ведущих приемов на этапе обучения чтению. Именно на этой ступени детей готовят общаться с иллюстрацией как с художественным произведением. Рассматривание картинок в книгах из просто интересного занятия становится критической деятельностью: дети начинают соотносить иллюстрацию и авторское описание текста. Данный прием важен и как самостоятельный, и как подготовительный к более сложным видам работ.