Обучающие возможности ролевых игр
Ролевая игра – это деятельность, в процессе которой участники принимают на себя определенную роль и в воображаемой ситуации действуют в соответствии с этой ролью. Сам игровой процесс состоит из моделирования группой людей определенной ситуации.
Ролевая игра может быть оценена в качестве самой точной модели общения, так как она предполагает подражание реальному миру в наиболее существенных его чертах. Также ролевая игра предполагает усиление личностной сопричастности к тому, что происходит.
Ролевые игры расширяют ассоциативную базу во время усвоения языкового материала. Необходимо помнить, что учебные пьесы строятся, как и театральные, то есть должна быть описана обстановка, характер действующих лиц, отношения между ними.
Ролевые игры формируют учебное сотрудничество и партнерство. Так как любое игровое действие предполагает охват определенной группы учащихся, которые должны находиться в слаженном взаимодействии, учитывать реакции друг друга и помогать друг другу. Распределяя роли, необходимо обращать внимание на языковые возможности учеников. Так, ученики со слабой подготовкой преодолевают робость и смущение, и постепенно смогут включиться в ролевую игру.
Иными словами, ролевые игры имеют большие возможности в практическом, образовательном и воспитательном отношении.
Функции ролевых игр
Ролевая игра при обучении иностранному языку – в первую очередь представляет собой речевую деятельность. С позиции учащихся, ролевая игра – это игровая деятельность, в ходе которой они выполняют определенную роль. Учебный характер игры школьники практически не осознают. С точки зрения учителя, ролевая игра – это форма организации учебного процесса. Цель игры – сформировать и развить речевые навыки и умения учеников. Ролевой игрой можно управлять, учитель четко осознает ее учебный характер.
Ролевая игра выстраивается на межличностных отношениях, реализуемых в общении. Представляя собой модель межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность общаться на иностранном языке, выполняя мотивационно-побудительную функцию.
Ролевые игры могут быть отнесены к обучающим играм, так как они в существенной степени определяют выбор языковых средств, помогают развивать речевые навыки и умения, моделирует общение учащихся в разных речевых ситуациях.
Нельзя не упомянуть о воспитательной функции ролевой игры, ее всестороннем влиянии на ребенка. Игры сплачивает коллектив учащихся, вовлекает самых застенчивых и робких в активные виды деятельности, что помогает каждому самоутвердиться. Также воспитывает сознательную дисциплину, трудолюбие, взаимопомощь и активность подростка, готовность включиться в разные типы деятельности, самостоятельность, умение отстаивать собственную точку зрения, проявлять инициативу, находить оптимальное решение в предложенных обстоятельствах.
Ролевые игры формируют у ученика способность играть роль другого человека, видеть себя с точки зрения партнера по общению. Ролевая игра ориентирует учеников на планирование своего речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать собственные поступки, объективно оценивать поступки других. Иными словами, ролевая игра выполняет ориентирующую функцию.
Таким образом, в учебном процессе ролевая игра выполняет 5 основных функций:
- мотивационно-побудительная;
- обучающая;
- воспитательная;
- ориентирующая;
- компенсаторная.
Требования к ролевой игре
К построению ролевых игр предъявляют ряд требований:
- игра должна стимулировать мотивы учения, вызывать интерес и желание выполнить задание хорошо;
- игру необходимо хорошо подготавливать с позиций содержания, формы и четкой организации;
- ролевую игру должна принять вся группа учащихся;
- игра проводится только доброжелательной творческой атмосфере, вызывая у учащихся чувство радости и удовлетворения. Чем более свободно себя чувствует ученик в ролевой игре, тес более инициативным он будет в общении;
- игру организуют так, чтобы при активном речевом общении ученики могли максимально эффективно использовать речевой материал, подлежащий отработке;
- учитель сам должен верить в эффективность ролевой игры, чтобы добиться хорошего результата ее применения;
- большое значение имеет умение педагога устанавливать контакт с детьми. Благоприятная и доброжелательная атмосфера – важнейший фактор.
Учитель в игре обычно берет себе небольшую роль в начале, когда для школьников такой тип работы еще в новинку. В дальнейшем такая необходимость отпадает. Учитель только управляет процессом общения.
Ролевые игры предоставляют возможность активизировать учебный процесс. Ролевая игра является условным воспроизведением ее участниками реальных практических действий людей, создавая условия для реального общения. Эффективность обучения зависит от взрыва мотивации, повышенного интереса к предмету.
Ролевой игрой мотивируется речевая деятельность, то есть ученики попадают в ситуацию, когда актуализируется потребность что-то говорить, спрашивать, выяснять и доказывать. Иными словами, центр внимания партнеров в игре – содержание беседы, что представляет положительный фактор. Дети наглядно убеждаются в том, что иностранный язык может использоваться в качестве средства общения.
Ролевой игрой активизируется стремление детей контактировать между собой и с учителем, создаются условия равенства в речевом партнерстве, разрушается традиционный барьер между учителем и учениками.
Игра для робких и неуверенных в себе учащихся дает возможность говорить, преодолевая барьер неуверенности. В игре у каждого есть роль и каждый должен стать активным партнером в речевом общении. В игре школьники овладевают умением начинать беседу, поддерживать ее, прерывать собеседника в нужный момент, соглашаться с ним или опровергать его, целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы и пр.
Можно сделать вывод, что ролевая игра оказывает положительное воздействие на процесс формирования познавательного интереса, способствуя осознанному освоению иностранного языка. Она помогает развивать самостоятельность детей, инициативность, воспитывает чувство коллективизма. Ученики в игровой деятельности работают активно и увлеченно, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей: учитель только направляет учебную деятельность.