Функция регулирования в управлении ДОУ
Регулирование и коррекция – важнейшие и необходимые функции управления. Благодаря им возможно поддерживать упорядоченность системы управления ДОУ, а также устранить дезорганизационные факторы.
Регулирование – это один из видов деятельности, основанный на внесении корректив посредством оперативных способов, средств и воздействий в процесс управления педагогической системы, чтобы поддержать ее на спрогнозированном уровне.
Эффективность управленческих процессов может быть повышена в том случае, если каждая из функций в системе управленческого цикла будет взаимодействовать со всеми остальными типами управленческой деятельности. Например, работа, направленная на осуществление экспертизы ДОУ, либо внутрисадовский контроль, превращаются в функцию только в том случае, когда данные экспертизы или контроля выступают основой для педагогического анализа, а через него используются, чтобы регулировать и корректировать деятельность коллектива ДОУ.
Процессы управления ДОУ в целом характеризуются противоречием статики и динамики. Чтобы система ДОУ была переведена в качественно новое состояние, необходимо на протяжении определенного времени сохранять эту относительную стабильность.
Нельзя предоставлять возможности для воздействия внутренних и внешних дезорганизующих факторов на систему таким образом, чтобы она утратила собственные основные системные признаки.
Однако вместе с этим перевод системы ДОУ в новое для него состояние предполагает изменения, а также дальнейшее развитие этих признаков в направлении их совершенствования.
Переход системы работы ДОУ из старого состояния в новое, который совершается субъектом управления, или управляющей системой, осуществляется на основании прогрессивных тенденций и учета современных задач, которые стоят перед ним. Пример подобного продвижения, основанного на регулировании деятельности ДОУ – развитие на базе обычных детских садов ДОУ различного типа с приоритетными направлениями деятельности – интеллектуальным, художественно-эстетическим, физическим и пр., а также создание комплекса начальной школы с детским садом, центров развития ребенка, работы дошкольных учреждений в соответствии с разными программами и технологиями.
В управленческом цикле изначально противоречие функций организации и регулирования, функция организации в определенной степени отражает целенаправленное функционирование системы работы дошкольных образовательных учреждений в конкретных заданных условиях. Задача функции регулирования и коррекции заключается в том, чтобы поддержать определенный уровень организации системы в данной ситуации. Однако, как только ситуация изменяется, функцией регулирования нарушается стабильность организационной структуры, что приводит ее в соответствие с новыми условиями.
Процесс управления ДОУ
Современному процессу управления ДОУ в определенной степени свойственно определенное противоречие между тем, что управленческий субъект в состоянии теоретически осмысливать требования к обновлению своей управленческой деятельности и тем, что в большинстве ситуаций он не знает, как реализовать это в практической деятельности.
В таком случае представлено большое поле деятельности для организации процессов регулирования и коррекции.
Личностно-ориентированному подходу в этих процессах отведена особая роль. Коррекция не может быть проведена, если не установлены причины, которыми вызваны отклонения в ожидаемых и проектируемых результатах. Признаки таких отклонений могут быть представлены необоснованно составленными планами и ошибками в них, слабостью прогнозов, отсутствием нужной и своевременной информации, ошибками в принятых решениях, плохим исполнением, недостатками контроля и оценки конечных результатов.
Эффективность организационного регулирования измеряют в первую очередь тем, насколько рационально можно с его помощью организовывать процессы, которые подлежат управлению.
Организационное регулирование в системе образования базируется на принципах социального управления и правовых государственных нормах.
Например, организационная структура управляющей и управляемой подсистем, оптимально регулирует внешние и внутренние стороны управления внутри системы организации деятельности ДОУ. Такого рода структура включает число, виды и назначение управленческих органов, количество ступеней управления и направлений подчиненности в управленческой структуре. Она и представляет основу для распределения сфер деятельности, то есть распределения задач.
Распределение сфер деятельности на основании целей предполагает разделение управления на несколько комплексов специфических подцелей для каждой подсистемы управления на любом уровне, которые подлежат выполнению в каждом случае определенным звеном.
Распределение сфер деятельности внутри системы ДОУ должно быть дополнено посредством распределения функций, ориентированных на рабочие места, учитывая личностно-ориентированный подход к организации деятельности.
В функциональном плане точно определено содержание и объем должностных полномочий. Это отражено в документе, то есть приказе, который имеет правовое действие.
С целью повысить эффективность деятельности дошкольного учреждения и совершенствования отношениях в условиях его демократизации, коллектив ДОУ разрабатывает устав образовательного учреждения.
Цель работы, направленной на рационализацию управленческой деятельности – повысить качество управления, более эффективно использовать специалистов, вскрывать имеющиеся резервы.
Решению вопросов рационализации и регулирования управленческих процессов способствует проведение в ДОУ специальных дней диагностики, регулирования и коррекции (ДРК). Их задача – провести оперативную диагностику, выработать меры, направленные на регулирование процессов поддержания системы управления ДОУ на заданном уровне или перевод ее на более высокий уровень.