Сущность понятия «психолого-педагогическая характеристика класса»
Психолого-педагогическая характеристика класса – это документ, в котором содержится характеристика класса в качестве социальной группы, а также раскрываются особенности психологии и поведения учащихся.
Составлением психолого-педагогической характеристики занимается классный руководитель, а утверждается она директором. Также в оценке класса может участвовать штатный психолог образовательного учреждения.
Составление психолого-педагогической характеристики класса необходимо в следующих ситуациях:
- чтобы оценить результаты работы школы местным управлением образования;
- если класс передают от одного классного руководителя другому;
- если один класс дробят на несколько, либо при слиянии разных классов;
- чтобы оценить эффективность работы классного руководителя директором школы.
Общие требования к оформлению психолого-педагогической характеристики класса
У психолого-педагогической характеристики класса нет строго установленной формы, в связи с чем она составляется в свободной форме. Однако при этом применяют стиль делового письма или соблюдают требования, которые предусмотрены образовательным учреждением для оформления внутришкольной документации, а также информация не должна быть представлена в случайном или хаотичном нагромождении информации. Документ должен быть определенным образом структурирован.
При этом информация, включаемая в документ, должна быть понятна не только непосредственно составителю, но и всем тем, кто будет знакомиться с характеристикой в будущем. Не допускается указывать имена и фамилии, учащихся в сокращенном варианте.
Обычно документ оформляется на стандартных листах канцелярской бумаги формата А4. Его заверяют подписями классного и директора школы, иногда требуется подпись школьного психолога.
На усмотрение директора характеристика может быть дополнена:
- печатью образовательного учреждения;
- угловым штампом школы.
В характеристике обязательно должна быть указана дата составления документа.
Содержание психолого-педагогической характеристики класса
Психолого-педагогическая характеристика состоит из следующих частей:
Заглавие. Заглавие представляет собой помещенные в середине листа а4 слова «Психолого-педагогическая характеристика», а также содержит информацию о классе, на который составляется характеристика, с указанием наименования образовательного учреждения.
Замечание 1Иногда слева от заглавия размещается угловой штамп школы.
Основная часть. Основная часть представляет собой непосредственно текст документа. В нее включаются следующие данные:
- общая информация о классе – указывается численность класса, количество в нем девочек и мальчиков, с какого времени дети обучаются вместе в этом коллективе, какой возраст учеников преобладает, смена классных руководителей;
- информация о старосте – сообщается информация о том, кого из детей назначили старостой класса, и насколько успешно он справляется со своими обязанностями;
- информация о неформальных лидерах – в данном пункте указывают, имеются ли в классе неформальные социальные группы, какова их численность и в соответствии с какими принципами их формировали. Насколько сильное влияние они оказывают на учеников. Отношение в классе к тем или иным учителям;
- информация об успеваемости в документе обязательно должна содержаться информация об успеваемости класса, средних оценках и проценте отстающих, наличие второгодников, формы организации взаимопомощи. По каким предметам учащиеся успевают лучше, а по каким хуже. Насколько качественно дети выполняют домашние задания. Как на уроках поддерживается дисциплина, насколько уважительно дети относятся к учителю, есть ли типичные случаи недисциплинированности. Отношение к этим моментам классного коллектива;
- информация о конфликтах внутри классного коллектива – есть ли в классе конфликтные ситуации, насколько часто они возникают и как разрешаются;
- информация о посещении детьми кружков дополнительного образования;
- степень сплоченности коллектива, конкретные действия по самоуправлению, значение общественного мнения в классе, взаимная требовательность, отношение к критике и самокритике, а также устремленность и организованность классного коллектива, особенности взаимоотношений девочек и мальчиков;
- наличие или отсутствие микрогрупп в классе, взаимоотношения внутри каждой микрогруппы или между несколькими такими микрогруппами;
- выводы – в конце текста подводятся общие итоги и устанавливается, насколько необходимо проведение дополнительной педагогической работы с классом.
Подписи и дата. Документ своими подписями заверяют классный руководитель и директор школы. На усмотрение директора документ может быть утвержден печатью образовательного учреждения. Также обязательно указывается дата составления документа.
Иными словами, психолого-педагогическая характеристика класса – это документ, который характеризует школьный класс в качестве коллектива сверстников. Он содержит информацию о составе, взаимоотношениях между учениками, общей успеваемости. А также об основных недостатках деятельности классного коллектива и пути устранения выявленных недостатков. Утверждается характеристика классным руководителем и директором. Так, характеристика действительно представляет собой полезный документ, к которому может обращаться в своей работе классный руководитель, а также любой педагог-предметник, чтобы сделать свою работу более эффективной.